Методичсекий сборник Молодёжь против экстремизма и терроризма!

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детско – юношеский центр»
Структурное подразделение
Загородный оздоровительный лагерь «Лесная сказка»

Сборник
Методических материалов проекта
«Молодёжь против экстремизма и терроризма!»

Автор: Ю.Д. Серебрякова,
педагог – организатор «ДЮЦ»
первой квалификационной категории

2025 г.

Содержание
Аннотация...........................................................................................................................3
ПАСПОРТ ПРОЕКТА .......................................................................................................4
Перечень мероприятий, проводимых в рамках проекта ................................................6
Сценарии и конспекты мероприятий ...............................................................................7
Занятие с элементами тренинга «Касается каждого!» ...................................................7
Практическое занятие «Уроки безопасности» ..............................................................14
Видеолекторий «Уроки безопасности» .........................................................................22
Онлайн – олимпиада «Экстремизма.Net!» ....................................................................23
Конспект кейс – игры «Диалоги»...................................................................................24
Онлайн – интеркатив «Путь к толерантности».............................................................28
Квиз – игра «Молодёжь за мир!» ...................................................................................29
Заключение .......................................................................................................................35
Список используемой литературы и источников: ........................................................36

2

Аннотация
Сборник мероприятий «Молодёжь против экстремизма и терроризма!»
предназначен для организации работы с подростками. Проект направлен на профилактику
экстремизма и терроризма среди молодежи, развитие чувства уважения, толерантности и
безопасности. В сборник включены разнообразные мероприятия, которые сочетают
теоретические знания и практические навыки, направленные на повышение
осведомленности о проблемах экстремизма, выработку навыков безопасного поведения в
экстренных ситуациях и предотвращение вовлечения подростков в радикальные и
деструктивные течения.
Особое внимание уделено воспитанию у молодежи уважения к различным
культурам, национальностям, религиям и убеждениям, а также формированию
правильной реакции на возможные угрозы в современных условиях. Методика каждого
мероприятия предполагает активное участие подростков, развитие критического
мышления и способность эффективно взаимодействовать в ситуациях, требующих
принятия решений.
Сборник включает тренинги, практические занятия, видеолектории, онлайнолимпиады, кейс-игры и квиз-игры, которые позволяют каждому участнику глубже
понять важность противодействия экстремизму и терроризму, а также развить навыки
социальной ответственности и безопасности.

3

Название проекта
Краткое описание проекта

Обоснование значимости
проекта

Целевые группы проекта

ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Молодёжь против экстремизма и терроризма!
Данный проект направлен на профилактику
экстремизма и терроризма в молодёжной среде. В ходе
реализации данного проекта были разработаны
мероприятия, которые воспитывают у учащихся чувства
уважения и толерантности к друг другу, другим
культурам, национальностям, религиям и убеждениям.
Все мероприятия несут в себе идею привлечения
внимания молодых людей к актуальным проблемам
проявления экстремизма и терроризма. Также данный
проект направлен на информированность молодежи по
вопросам экстремизма и терроризма, обучение их
безопасному поведению в чрезвычайных ситуация,
связанных с угрозой террористического акта.
Проблема
распространения
экстремизма
в
Российской Федерации является одним из факторов,
угрожающих национальной безопасности целостности
государства. Свердловская область занимает третье место
в РФ по количеству преступлений, связанных с
экстремистской деятельность. Заместитель секретаря
Совбеза Свердловской области выделил основные
положения новой редакции Стратегии противодействия
экстремизму в России до 2025 года. Приоритетными
направлениями антиэкстремистской деятельности станут:
предупреждение
межнациональных
и
межконфессиональных конфликтов;
- повышение эффективности профилактики
экстремизма среди молодежи;
- недопущение распространения радикальной и
другой деструктивной идеологии в информационном
пространстве, прежде всего в интернете.
Поэтому профилактика экстремизма и терроризма
среди молодёжи так актуальна на сегодняшний день.
Для успешной реализации данного проекта
необходимо внедрение комплексного подхода по
противодействию
распространения
идеологии
экстремизма и терроризма в молодежной среде. Такой
подход позволит создать условия для своевременной
профилактики вовлечения молодежи в деструктивные
формирования,
определять
риски
и
разрешать
межнациональные, межконфессиональные и иные
конфликты.
Возраст участников проекта 14 – 17 лет.

Цель проекта

Просвещение учащихся в рамках противодействия
идеологии экстремизма и терроризма.

Задачи проекта

Разработать
и
провести
мероприятия,
способствующие просвещению молодёжи в вопросах
4

Планируемые результаты

Ресурсное и методическое
обеспечения проекта

Руководитель проекта

профилактики экстремистской и террористической
деятельности;
Организовать
взаимодействие
структур
гражданского общества, образовательных организаций,
органов
государственной
власти
и
местного
самоуправления,
направленного
на
объединение
правовых, кадровых, научных ресурсов по вопросам
профилактики терроризма и экстремизма в молодежной
среде.
- Вовлечь молодежь в социально значимую
деятельность по профилактике терроризма и экстремизма.
- Обучить безопасному поведению при угрозе
террористического акта.
- Совершенствование форм и методов работы по
профилактике экстремизма и терроризма в молодёжной
среде;
- Повышение уровня знаний участников смен в
вопросах противодействия терроризма и экстремизма, а
также безопасного поведения;
- Привлечение партнёров сетевого взаимодействия
для
повышения
эффективности
профилактики
экстремизма и терроризма;
- Вовлечение молодёжи в социально – значимую
деятельность.
Кадровые ресурсы: педагог, осуществляющий
мероприятия в рамках профилактики экстремизма и
терроризма среди молодёжи, партнёры сетевого
взаимодействия.
Информационные ресурсы:
1.
Методическое
пособие
«Профилактика
экстремизма в системе дополнительного образования:
содержание, направления, методы, формы, И.С.
Огоновская, Екатеринбург 2016. – 120 с.
2. Информационный сборник «профилактика
экстремизма в молодёжной среде – Издательство
Уральского университета, 2018. – 124 с.
3. Методическое пособие «Учимся толерантности»
- С.В. Баныкина, В.К. Егоров. – 2010. – 128 с.
4.
Сборник
сценариев
по
профилактике
экстремизма и терроризма в молодёжной среде, ДЮЦ.
Интернет – ресурсы:
5. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ О
противодействии экстремистской деятельности
6. Стратегия противодействия экстремизму до 2025
года.
Серебрякова Юлия Дмитриевна – педагог –
организатор ДЮЦ, высшей квалификационной категории.

5

Перечень мероприятий, проводимых в рамках проекта
Формы и название
мероприятий
Занятие с элементами
тренинга «Касается
каждого!»
Практическое занятие
«Уроки безопасности!»

Видеолекторий «Уроки
безопасности»

Онлайн – олимпиада
«Экстремизма.Net!»
Кейс – игра «Диалоги»

Онлайн – интеркатив
«Путь к толерантности»
Квиз – игра «Молодёжь
за мир!»

Аннотация
В ходе данного мероприятия будут рассмотрены правовые нормы и
ответственность за их нарушение. Мероприятие направлено на
воспитание у учащихся чувства уважения и толерантности к друг
другу, другим культурам, национальностям, религиям, убеждениям.
Практическое занятие по отработке навыков поведения при
чрезвычайных ситуациях. Практическая тренировка алгоритма
действий при вооружённом нападении, захвате заложников, действия
при обнаружении подозрительного предмета, атаке БПЛА.
Мероприятие проходит в форме офлайн видеолекции, в которую
включены небольшие информационные видеоролики. Цель
мероприятия состоит в привлечении внимания молодых людей к
актуальным проблемам, повышение уровня информированности
молодежи на тему экстремизма и терроризма в молодёжной среде.
Олимпиада проводится с целью профилактики экстремизма в
молодёжной среде а также противодействию терроризма.
Занятие направлено на профилактику вовлечения детей в
экстримистскую и террористическую деятельность по средствам
вербовки через социальные сети и мессенджеры. Обсуждение ответной
реакции и умение увидеть в поступающих предложениях
противоправную составляющую — ключевые моменты
профилактического мероприятия.
Мероприятие в формате активного обучения в онлайн формате.
Учащимся предстоит просмотреть информационные видеоролики и
выполнить интеллектуальные задания.
В течение 5 раундов участники игры, применяя логику и смекалку,
эрудицию и сообразительность ответят на вопросы КВИЗа, связанные с
профилактикой экстремизма и терроризма в молодёжной среде.

6

Сценарии и конспекты мероприятий
Занятие с элементами тренинга «Касается каждого!»
Технологическая карта занятия по профилактике экстремизма и терроризма в молодёжной среде
Тема урока: Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: Познакомить обучающихся с понятиями «экстремизм», «терроризм», «радикализм».
Задачи:
- ознакомление обучающихся с новыми понятиями;
- развитие личностных качеств, необходимых для обеспечения безопасного поведения: наблюдательности, внимания,
уравновешенности;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.
Прогнозируемые результаты:
личностные:
- использовать в повседневной жизни приобретённые знания;
метапредметные:
- выработать отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения;
- умение формулировать правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителем;
- умение составлять план своих действий при угрозе террористических актов;
предметные:
- знать основные виды антиобщественного поведения и их последствия;
- знать общие понятия «терроризм», «экстремизм» и причины их возникновения, виды террористической и экстремистской
деятельности.
Дидактические средства: карточки с заданиями, видеоролики.
Оборудование урока: ПК, проектор, колонки.

7

Ход занятия
Этап
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
занятия
Приветствие обучающихся. Проверка готовности класса к уроку.
Ответы учащихся
Мотиваци
я
к
учебной «Добрый день, ребята!
Ребята, как вы думаете, зачем я сегодня пришла к вам на занятие?
деятельности (3
«Необходимо научиться распознавать опасности и предвидеть
мин.)
их последствия, избегать опасностей и грамотно действовать при
ЧС».
Постановка проблемы, определение темы и цели урока.
Просмотр слайда. Ответы учащихся.
Целеполаг
2 СЛАЙД. «Ребята, я предлагаю вам просмотреть на слайд и
ание
записать ключевые слова, которые определяют смысл данных
(7 минут)
картинок».
Обучающиеся озвучивают свои ответы.
Преподователь делает запись ключевых слов на доске (Страх,
жестокость, взрыв, диверсия, заложник, преступник, смертник,
террорист, опасность…)
«А теперь, ребята попробуйте объединить в одно общее понятие
выделенные термины. Что у нас получится, какая ассоциация возникает
у вас при чтении этих слов и просмотра картинок? 3 СЛАЙД
«Правильно! Тема нашего урока «Экстремизм, радикализм, терроризм.
Мы сегодня будем говорить о терроризме, рассмотрим это
понятие и причину его возникновения».
Педагог совместно с детьми составляет план работы над темой.
Совместно составляют план работы.
Планиров
«Ребята, для изучения данной темы нам надо построить план
ание (2 минуты)
нашего урока.
1. Работа с понятиями
2. Примеры экстремистской деятельности
3. Умение действовать в условиях террористической угрозы
Сейчас мы посмотрим фрагмент видеоролика и узнаем о понятиях
Просмотр
видео.
Работают
с
Открытие
экстремизм, радикализм и терроризм.
карточками, сопоставляют термины с их
новых знаний
«Ребята вы внимательно посмотрели видеоролик, а сейчас ваша значениями.
(20 минут)
задача сопоставить термины на карточках.
Сопоставляют примеры и виды

8

«Давайте проверим правильно ли вы записали термины).
экстремизма.
Работа с таблицей «Виды наказания за
СЛАЙДЫ 5,6,7.
Радикали́зм — позиция человека или группы (партии), экстремизм и терроризм».
заключающаяся в стремлении кардинально и бескомпромиссно изменить
Слушают педагога.
существующее социальное, политическое и культурное положение дел.
Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и в
особенности мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно
отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение,
террористические акции, методы партизанской войны.
Терроризм - достижение насильственным путём политических,
идеологических, экономических и религиозных целей.
«А теперь мы перейдём непосредственно к видам экстремизма».
Всего их существует очень много, но мы поговорим о 6 самых
распространенных. СЛАЙД 8.
СЛАЙД
9. Политический
экстремизм –
проповедует
приверженность субъектов незаконной политической деятельности к
достижению политической власти с помощью крайних действий,
носящих иногда насильственный характер.
Националистический
экстремизм. Национализм
отвергает
интересы и права других наций, провозглашая верховенство одной
нации над другой.
Религиозный экстремизм - это отрицание системы традиционных
для общества ценностей, норм морали и права, а также агрессивная
пропаганда "идей", действующая под видом влечения к религии.
СЛАЙД 10. Экономический экстремизм - осознанная
экономическая
деятельность,
замедляющая,
останавливающая
гуманитарное развитие, приводящая к деградации экономики социума,
совершаемая с целью получения личных выгод в ущерб благополучию
остальных граждан и социума в целом.
Экологический экстремизм – это радикальные взгляды и действия
групп и лиц, борющихся за права животных, экологическую обстановку
и др.
Духовный экстремизм – отвержение достижений других культур,

9

творчества, искусства и др.
Теперь предлагаю поработать с карточками, и отметить ,какие
примеры экстремизма относятся к разным видам его проявления.
СЛАЙД 11. В Российской Федерации принят закон - «О
противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года №
114, в редакции от 1 июля 2021 г.
- Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (ред. 20
30.12.2008)
«О противодействии терроризму» (с изм. и доп., вступившими в
силу с 01.01.2010г.)
СЛАЙД 12. Давайте рассмотрим, какие меры наказания
предусмотрены за экстремистскую и террористическую деятельность.
СЛАЙД 13. В связи с популяризацией интернета экстремизм
начал просачиваться и в социальные сети. Социальные сети экстремисты
используют в различных направлениях:
Во-первых, связь с преступными группировками и единичными
сторонниками подобных взглядов.
Во-вторых, распространение идей. Это может быть как
непосредственная вербовка потенциальных активных участников
экстремистской деятельности, так и манипуляция массовым сознанием.
Часто пропаганда и вербовка скрываются под бурными
обсуждениями, обменом мнениями. Поэтому общение в социальных
сетях не так невинно, как кажется на первый взгляд.
С ужесточением законодательства преступники начинают
действовать все более тонко и неуловимо. Бывает, что экстремизм в
социальной сети с первого взгляда и не распознать.
СЛАЙД 14. Как распознать экстремистский контент?
Открытые призывы. Причем они необязательно могут быть
направлены против безопасности этнических или религиозных
меньшинств. В социальных сетях экстремизм присутствует даже со
спортивным характером, прикрытый многолетним противоборством
фан-клубов.
Высказывания,
унижающие
людей
по
политическому,

10

Закреплен
ие
(5 минут)
Итог
занятия,
рефлексия
(3
минуты)

этнонациональному, религиозному или даже культурному признаку.
Пропаганда экстремистской символики (включая нацистскую).
Это могут быть картинки, песни, видеоролики, а также распространение
сувенирной продукции.
Попытки обоснования расового, этнического или религиозного
превосходства, сопровождаемые оправданиями преследования или
уничтожения меньшинств.
СЛАЙД 15. Для того чтобы не попасться на уловки вербовщиковэкстремистов, стоит быть избирательным в общении с незнакомыми
людьми, особенно онлайн, и соблюдать правила. Давайте обговорим эти
правила.
СЛАЙД 16,17,18. Давайте рассмотрим реальные примеры
экстремисткой деятельности в социальных сетях.
Учащимся предлагается просмотреть видеоролик о том, как вести
себя при террористическом акте.

Смотрят видеоролик

Согласно планированию, мы проверим объем выполнения нашей
Выполняют инструкцию
работы. Что такое терроризм? (читают из текста или говорят своими отвечают на вопросы.
словами) Какие правила поведения при теракте надо соблюдать? «Что,
ребята, было для вас сложным на этом уроке для понимания и почему?»
«Итак, возвращаемся к нашим кружочкам. Выберите кружок —
индикатор вашего настроения. Если по ходу урока есть изменения
настроения, объясните их.

11

педагога,

Приложения к конспекту
1. Экстремизм
2. Радикализм

3. Терроризм

Карточки с терминами
А) Достижение насильственным путём
политических, идеологических,
экономических и религиозных целей.
Б) Приверженность крайним взглядам и в
особенности мерам (обычно в политике).
Среди таких мер можно отметить
провокацию беспорядков, гражданское
неповиновение, террористические акции,
методы партизанской войны.
В) Позиция человека или группы (партии),
заключающаяся в стремлении кардинально
и бескомпромиссно изменить
существующее социальное, политическое и
культурное положение дел

1) Политический экстремизм

А) В ряде городов России в 2004 г.
распространялись листовки организации
с призывом объединяться в вооруженные
отряды самообороны от мигрантов.
Б) Демонстративное пренебрежение
установленными нормами и принципами
общепринятого стиля, господствующего вкуса,
крайне неуважительного отношения к
традициям и здравому смыслу.
В) 11 марта 2007 г. во время выборов в
Московскую областную думу три человека
зажгли дымовые факелы, пытались разбросать
листовки и перевернуть урну с бюллетенями, а
также нанесли рану ладони председателю
избирательной комиссии, пытавшемуся им
помешать.
Г) На улицах часто можно встретить людей,
распространяющих литературу, видеоаудиокассеты пропагандирующие определённое
вероисповедание, неприятие остальных
религий.
Д) В 1990 - 1995гг. радикал-революционные
движения использовали методы для устранения
конкуренции в хозяйственной сфере. Свое
выражение в данной деятельности экстремизм
получает в форме диверсий и поджогов, в
России особенно распространенный в сельской
местности и в малых городах.
Е) В 2014-2015 годах в Челябинской области
было принято решение о строительстве двух
важнейших для экономики страны и области
промышленных предприятий: Томинского
горно-обогатительного комбината и Троицкого
металлургического завода по производству
металлического марганца. И сразу же начались
радикальные протесты против этих
предприятий.

2) Религиозный экстремизм

3) Экологический экстремизм

4) Националистический экстремизм

5) Духовный экстремизм

6) Экономический экстремизм

12

Приложения к конспекту
Электронная презентация к занятию:
https://docs.google.com/presentation/d/1oQoLVmflRcNlIPPjdQ1olOkvUZzxSg9k/edit?usp=driv
e_web&ouid=108192671658214110230&rtpof=true

Видеоролики к занятию:
«Что считается экстремизмом в социальных сетях»:
https://drive.google.com/file/d/1i_ZHJRmUEq-sdN3ScaV9p2lua8qqPWju/view?usp=sharing

«Радикализм, экстремизм, терроризм» :
https://drive.google.com/file/d/1WG5hw9c4PQ2ejU1jbN5aJkboZIHwBvFr/view?usp=sh
aring

«Как вести себя при террористической угрозе»:
https://drive.google.com/file/d/1z6o_4rwNx335n54tKFEt4KXorFY6xdYF/view?usp=sha
ring

13

Конспект занятия по профилактике экстремизма и терроризма
в молодёжной среде
Практическое занятие «Уроки безопасности»
Тип урока: Практическое занятие.
Вопросы урока.
1. Правила поведения при угрозе террористического акта.
2. Отработка правил поведения при угрозе террористического акта.
Цель занятия: Объяснить правила поведения при угрозе террористического акта.
Оборудование: столы, стулья.
Дидактические материалы: памятки «алгоритм действий при угрозе
террористического акта».
План занятия.
№
п/п
1.
2.
4.

5.
6.

Этап урока

Содержание этапа

Время

Организационный
момент
Фронтальная беседа

Приветствие учеников, ознакомление с
темой занятия.
Объяснение темы.

2 мин.

Практическое
занятие с элементами
ролевой игры
Обобщение нового
материала
Рефлексия

Изложение материала занятия в условиях
проведения ролевой игры

25 мин.

Выводы из изложенного педагогом
материала занятия
Опрос по пройденной теме

5 мин.

5 мин.

3 мин.

Ход мероприятия
1. Организационный момент (2 мин.): Приветствие учащихся, объяснение темы
урока. Терроризм очень опасен, т.к. он посягает на самое ценное достояние общества – его
культуру, правопорядок, всю ту систему отношений людей, которая позволяет нам жить в
мире и двигаться к большей свободе, большей безопасности – совершенному миру. Угроза
террористического акта из теории превратилась в суровую реальность. Любой человек в
любой момент времени может оказаться жертвой теракта.
2. Фронтальная беседа (5 мин.): Учитель предлагает изучить основные понятия по
теме «Терроризм» и основные правила предупреждения террористических актов, а также
правила поведения жертвы теракта.
Вопросы для активизации знаний.
- Что такое терроризм?
- В чем его общественная опасность?
Практическое занятие с элементами ролевой игры (25 мин.)
Педагог формулирует ситуацию возможного теракта, в которой учащиеся могут
участвовать в игре по своей инициативе, могут назначаться педагогом. В любом случае,
задача учителя состоит в том, чтобы в игровых эпизодах урока участвовало как можно
больше учащихся.
Ситуация 1. Вооружённое нападение в здании школы.
Самостоятельная работа в группах. Разбор алгоритма действий при совершении
вооружённого нападения в здании школы.
Алгоритм действий учащихся образовательной организации при совершении
вооружённого нападения:
Если вы услышали взрыв или выстрелы:
14

1. Забежать в _____________________, сообщить работнику организации об
опасности и далее действовать по его указаниям;
2. Помочь работнику организации ____________выход в помещении, в том числе с
помощью _____________ (самостоятельно заблокировать ___________, если рядом не
оказалось работника);
3.Разместиться наиболее безопасным из возможных способов, как можно дальше от
_______________, под прикрытием мебели;
4. Сохранять ____________, разговаривать тихо, внимательно слушать и выполнять
указания работника организации;
5. Выключить ____________________;
6. При проведении операции по пресечению вооруженного нападения: лечь на пол
_____________, голову закрыть ___________ и не двигаться;
7. Выходить из кабинета только по указанию сотрудника _____________ или
____________________;
8. __________ бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию по
пресечению вооруженного нападения, или от них, так как они могут посчитать бегущих за
______________.
Разбор ответа: Алгоритм действий учащихся образовательной организации при
совершении вооружённого нападения:
1. Забежать в ближайший кабинет, сообщить работнику организации об опасности
и далее действовать по его указаниям;
2. Помочь работнику организации заблокировать входы в помещениях, в том числе
с помощью мебели (самостоятельно заблокировать входы, если рядом не оказалось
работника);
3.Разместиться наиболее безопасным из возможных способов, как можно дальше от
входов, под прикрытием мебели;
4. Сохранять спокойствие, разговаривать тихо, внимательно слушать и выполнять
указания работника организации;
5. Выключить мобильный телефон;
6. При проведении операции по пресечению вооруженного нападения: лечь на пол
лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться;
7. Выходить из кабинета только по указанию сотрудника организации или
оперативных служб;
8. Не бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию по пресечению
вооруженного нападения, или от них, так как они могут посчитать бегущих за
преступников.
Практическая отработка навыков.
Ситуация 2. Обнаружение бесхозного предмета в здании школы.
Самостоятельная работа в группах. Разбор алгоритма действий при обнаружении
бесхозного предмета.
Алгоритм действий учащихся образовательной организации при обнаружении
бесхозного предмета:
1. Не ____________ и не ______________ к оставленным другими лицами
(бесхозным) предметам;
2. В случае обнаружения оставленного другими лицами (бесхозного) предмета
_____________ ближайшему работнику организации;
3. Проследовать на ______________ расстояние от предполагаемого взрывного
устройства;
4. Выключить _____________________;
4. Действовать по ________________ руководителя, охранника или работника
организации;
15

5. В случае эвакуации сохранять ________________, действовать указаниям.
Разбор правильного ответа.
Алгоритм действий учащихся образовательной организации при обнаружении
взрывного устройства:
1. Не трогать и не приближаться к оставленным другими лицами (бесхозным)
предметам;
2. В случае обнаружения оставленного другими лицами (бесхозного) предмета
сообщить ближайшему работнику организации;
3. Проследовать на безопасное расстояние от предполагаемого взрывного
устройства;
4. Действовать по распоряжению руководителя, охранника или работника
организации;
5. В случае эвакуации сохранять спокойствие, отключить средства связи.
Ситуация 3. Захват заложников.
Самостоятельная работа в группах. Разбор алгоритма действий при захвате
заложников.
Алгоритм действий учащихся при захвате заложников в образовательном
учреждении:
1. При нахождении рядом с местом захвата заложников попытаться ____________
опасную зону, при невозможности таких действий _________________________, не
провоцировать нарушителя, выполнять его ________________, сохранять спокойствие и
не допускать ______________, вести себя как можно незаметнее и не переключать на себя
______________ нарушителя;
2. При нахождении в помещении вблизи места захвата заложников помочь
работникам организации _______________ входы, в том числе с помощью
_______________, сохранять спокойствие, разговаривать тихо, внимательно слушать и
выполнять ____________ работника организации;
3. Разместиться наиболее безопасным из возможных способов: как можно дальше
от ___________, ближе к капитальным стенам, ниже уровня ____________ проемов, под
прикрытием мебели;
4. Выключить _________________________;
5. Разблокировать выходы и выходить из помещения только по указанию
____________________;
6. Во время проведения операции по освобождению: лечь на пол лицом вниз,
голову закрыть ___________ и не двигаться; по возможности держаться подальше от
проемов _____________ и окон; при ранении постараться не двигаться с целью
уменьшения потери крови;
7. __________ бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию, или от них,
так как они могут посчитать бегущих за ___________________.
Алгоритм действий учащихся при захвате заложников в образовательном
учреждении:
1. При нахождении рядом с местом захвата заложников попытаться покинуть
опасную зону, при невозможности таких действий оставаться на месте, не провоцировать
нарушителя, выполнять его требования, сохранять спокойствие и не допускать паники,
вести себя как можно незаметнее и не переключать на себя внимание нарушителя;
2. При нахождении в помещении вблизи места захвата заложников помочь
работникам организации заблокировать входы, в том числе с помощью мебели, сохранять
спокойствие, разговаривать тихо, внимательно слушать и выполнять указания работника
организации;
3. Разместиться наиболее безопасным из возможных способов: как можно дальше
от входов, ближе к капитальным стенам, ниже уровня оконных проемов, под прикрытием
мебели;
16

4. Переключить телефоны в бесшумный режим либо выключить их;
5. Разблокировать выходы и выходить из помещения только по указанию
работника организации, руководителя или оперативных служб;
6. Во время проведения операции по освобождению: лечь на пол лицом вниз,
голову закрыть руками и не двигаться; по возможности держаться подальше от проемов
дверей и окон; при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови;
7. Не бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию, или от них, так как
они могут посчитать бегущих за преступников.
Подведение итогов урока.
Закрепление знаний: просмотр видеоролика.
Вопросы для закрепления знаний.
- В чем состоит опасность террористического акта?
- В какой форме совершаются террористические акты?
-Что должен делать человек, заметивший подозрительную личность в
общественных местах, в том числе в школе или на школьной территории, вблизи жилых
домов, в общественном транспорте?
-Какие действия по отношению к такому человеку категорически запрещены?
-Каков порядок действий при обнаружении в общественном месте, в том числе в
школе или на школьной территории, вблизи жилых жомов, в общественном транспорте
подозрительных сумок, пакетов, коробок и иных предметов?
-Что категорически запрещается делать с подозрительными предметами и около
них?
-Кому надо сообщать о находке, таких предметов и какую информацию?
-Назовите основные правила поведения заложников.

17

Алгоритм действий учащихся образовательной организации при совершении
вооружённого нападения:
Если вы услышали взрыв или выстрелы:
1. Забежать в _____________________, сообщить работнику организации об
опасности и далее действовать по его указаниям;
2. Помочь работнику организации ____________выход в помещении, в том числе с
помощью _____________ (самостоятельно заблокировать ___________, если рядом не
оказалось работника);
3.Разместиться наиболее безопасным из возможных способов, как можно дальше от
_______________, под прикрытием мебели;
4. Сохранять ____________, разговаривать тихо, внимательно слушать и выполнять
указания работника организации;
5. Выключить ____________________;
6. При проведении операции по пресечению вооруженного нападения: лечь на пол
_____________, голову закрыть ___________ и не двигаться;
7. Выходить из кабинета только по указанию сотрудника _____________ или
____________________;
8. __________ бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию по
пресечению вооруженного нападения, или от них, так как они могут посчитать бегущих за
______________.
Алгоритм действий учащихся образовательной организации при совершении
вооружённого нападения:
Если вы услышали взрыв или выстрелы:
1. Забежать в _____________________, сообщить работнику организации об
опасности и далее действовать по его указаниям;
2. Помочь работнику организации ____________выход в помещении, в том числе с
помощью _____________ (самостоятельно заблокировать ___________, если рядом не
оказалось работника);
3.Разместиться наиболее безопасным из возможных способов, как можно дальше от
_______________, под прикрытием мебели;
4. Сохранять ____________, разговаривать тихо, внимательно слушать и выполнять
указания работника организации;
5. Выключить ____________________;
6. При проведении операции по пресечению вооруженного нападения: лечь на пол
_____________, голову закрыть ___________ и не двигаться;
18

7. Выходить из кабинета только по указанию сотрудника _____________ или
____________________;
8. __________ бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию по
пресечению вооруженного нападения, или от них, так как они могут посчитать бегущих за
______________.
Алгоритм действий учащихся образовательной организации при обнаружении
бесхозного предмета:
1. Не ____________ и не ______________ к оставленным другими лицами
(бесхозным) предметам;
2. В случае обнаружения оставленного другими лицами (бесхозного) предмета
_____________ ближайшему работнику организации;
3. Проследовать на ______________ расстояние от предполагаемого взрывного
устройства;
4. Выключить _____________________;
4. Действовать по ________________ руководителя, охранника или работника
организации;
5. В случае эвакуации сохранять ________________, действовать указаниям.
Алгоритм действий учащихся образовательной организации при обнаружении
бесхозного предмета:
1. Не ____________ и не ______________ к оставленным другими лицами
(бесхозным) предметам;
2. В случае обнаружения оставленного другими лицами (бесхозного) предмета
_____________ ближайшему работнику организации;
3. Проследовать на ______________ расстояние от предполагаемого взрывного
устройства;
4. Выключить _____________________;
4. Действовать по ________________ руководителя, охранника или работника
организации;
5. В случае эвакуации сохранять ________________, действовать указаниям.
Алгоритм действий учащихся образовательной организации при обнаружении
бесхозного предмета:
1. Не ____________ и не ______________ к оставленным другими лицами
(бесхозным) предметам;
2. В случае обнаружения оставленного другими лицами (бесхозного) предмета
_____________ ближайшему работнику организации;
3. Проследовать на ______________ расстояние от предполагаемого взрывного
устройства;
4. Выключить _____________________;
4. Действовать по ________________ руководителя, охранника или работника
организации;
5. В случае эвакуации сохранять ________________, действовать указаниям.
Алгоритм действий учащихся образовательной организации при обнаружении
бесхозного предмета:
19

1. Не ____________ и не ______________ к оставленным другими лицами
(бесхозным) предметам;
2. В случае обнаружения оставленного другими лицами (бесхозного) предмета
_____________ ближайшему работнику организации;
3. Проследовать на ______________ расстояние от предполагаемого взрывного
устройства;
4. Выключить _____________________;
4. Действовать по ________________ руководителя, охранника или работника
организации;
5. В случае эвакуации сохранять ________________, действовать указаниям.
Алгоритм действий учащихся при захвате заложников в образовательном
учреждении:
1. При нахождении рядом с местом захвата заложников попытаться ____________
опасную зону, при невозможности таких действий _________________________, не
провоцировать нарушителя, выполнять его ________________, сохранять спокойствие и
не допускать ______________, вести себя как можно незаметнее и не переключать на себя
______________ нарушителя;
2. При нахождении в помещении вблизи места захвата заложников помочь
работникам организации _______________ входы, в том числе с помощью
_______________, сохранять спокойствие, разговаривать тихо, внимательно слушать и
выполнять ____________ работника организации;
3. Разместиться наиболее безопасным из возможных способов: как можно дальше
от ___________, ближе к капитальным стенам, ниже уровня ____________ проемов, под
прикрытием мебели;
4. Выключить _________________________;
5. Разблокировать выходы и выходить из помещения только по указанию
____________________;
6. Во время проведения операции по освобождению: лечь на пол лицом вниз,
голову закрыть ___________ и не двигаться; по возможности держаться подальше от
проемов _____________ и окон; при ранении постараться не двигаться с целью
уменьшения потери крови;
7. __________ бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию, или от них,
так как они могут посчитать бегущих за ___________________.
Алгоритм действий учащихся при захвате заложников в образовательном
учреждении:
1. При нахождении рядом с местом захвата заложников попытаться ____________
опасную зону, при невозможности таких действий _________________________, не
провоцировать нарушителя, выполнять его ________________, сохранять спокойствие и
не допускать ______________, вести себя как можно незаметнее и не переключать на себя
______________ нарушителя;
2. При нахождении в помещении вблизи места захвата заложников помочь
работникам организации _______________ входы, в том числе с помощью
_______________, сохранять спокойствие, разговаривать тихо, внимательно слушать и
выполнять ____________ работника организации;
3. Разместиться наиболее безопасным из возможных способов: как можно дальше
от ___________, ближе к капитальным стенам, ниже уровня ____________ проемов, под
прикрытием мебели;
4. Выключить _________________________;
5. Разблокировать выходы и выходить из помещения только по указанию
____________________;
20

6. Во время проведения операции по освобождению: лечь на пол лицом вниз,
голову закрыть ___________ и не двигаться; по возможности держаться подальше от
проемов _____________ и окон; при ранении постараться не двигаться с целью
уменьшения потери крови;
7. __________ бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию, или от них,
так как они могут посчитать бегущих за ___________________.

21

Видеолекторий «Уроки безопасности»
Видеолекторий является перспективной формой педагогической работы,
приобретающей широкое распространение в современном образовательном процессе.

Видеолекторий – это систематическое, последовательное изложение
учебного материала преподавателем, не требующее его личного присутствия перед
аудиторией / студентом посредством использования широких возможностей обработки,
хранения и передачи видео и аудио информации.

Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования
методологией
и
практикой
разработки
и
оптимального
использования
современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психологопедагогических целей обучения, воспитания.
В рамках профилактики экстремизма и терроризма в молодёжной среде был
проведён видеолекторий «Уроки безопасности». Мероприятие проходило в форме офлайн
видеолекции, в которую были включены небольшие информационные видеоролики. Цель
мероприятия: привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам,
повышение уровня информированности молодежи на тему экстремизма и терроризма в
молодёжной среде.
С
видеолекторием
вы
можете
ознакомиться
перейдя
по
ссылке:
https://drive.google.com/file/d/16nNHfQnSTAE0DyN3doY97OUkyBfKEgD/view?usp=share_link

22

Онлайн – олимпиада «Экстремизма.Net!»
. За последние годы, получив возможность использовать в своих криминальных
целях достижения науки и техники, как например интернет и социальные сети,
экстремизм становится все более массовым. А последствия экстремистской деятельности
задевают все основные сферы общественной жизни. Все это вносит целый ряд новых
требований к организации и содержанию противодействия экстремистской деятельности
на всех уровнях власти и во всех аспектах этой работы: в сфере профилактики
экстремизма, борьбы с носителями потенциальных угроз, а также в области минимизации
последствий их деятельности.
Городская онлайн-олимпиада по профилактике экстремизма, терроризма в
молодёжной среде «Экстремизма.Net!» направлена на повышение уровня правовой
культуры, углубления знаний в области противодействия идеологии терроризма и
экстремизма, формирование активной гражданской позиции и правовой ответственности у
молодежи.
Задачи:
- обобщение и систематизация знаний по противодействию экстремизма и
терроризма в молодежной среде;
- формирование осознания обучающимися пагубных последствий развития
экстремистских и террористических движений среди молодежи;
- привитие негативного отношения к экстремизму и терроризму и его поддержке;
- развитие навыков самостоятельной работы обучающихся.
Онлайн – олимпиада проводилась на платформе «Google – формы», ссылка на
прохождение олимпиады https://docs.google.com/forms/d/16QAqINjFeTGFySnAYaOaiN0nigbiW7P9ZwM1TWEFL8/edit

23

Конспект кейс – игры «Диалоги»
Добрый день! Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить, какие Законы в
России регулируют вопросы экстремистского и террористического характера, а также
помочь вам сформировать навыки, которые помогут вам сразу понять, когда
злоумышленники пытаются обмануть вас и вовлечь в деятельность, нарушающую закон.
«В России в законах прописаны такие понятия как «экстремизм» и «терроризм».
- Поднимите пожалуйста руки, кто знает отличия от этих двух понятий?
(ответы)
- Поднимите пожалуйста руки, кто имеет представление об этих понятиях, но
общие? (ответы)
Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения
органами государственной власти, органами местного самоуправления или
международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными
формами противоправных насильственных действий.
Другими словами, это любые действия насильственного характера, направленные
на то, чтобы повлиять на политику государства или конкретных органов власти.
Экстремизм — деятельность, направленная на нарушение территориальной
целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории
Российской Федерации), публичное оправдание терроризма и иная террористическая
деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и
другие виды преступлений.
Другими словами, это крайняя форма приверженности к радикальным взглядам,
которые несут угрозу безопасности людей и государства.
Каждой команде раздаётся комплект карточек.
1 команда
Карточка № 1, 2, 3
(законодательство)
Карточка № 1 (переписка)

2 команда
Карточка № 1, 4, 5
(законодательство)
Карточка № 2 (переписка)

Карточки «Законодательство»

24

3 команда
Карточка № 4, 5, 6
(законодательство)
Карточка № 3 (переписка)

Карточки с перепиской

25

Задание для команд:
1. Внимательно прочитать содержание того сообщения, которое они видят в
карточке с перепиской, и понять:
- пытается ли собеседник вовлечь вас в деятельность, нарушающую закон?
- если да, под какую ответственность попадает это действие (одна из трех
карточек с законодательством).
2. Проанализировав поступившее предложение, дайте ответ вашему собеседнику
в специальном облаке ниже (размер облака условный; ответ может быть как коротким,
так и длинным).
По истечении времени один представитель от каждой команды должен выйти и
представить ответ своей команды по схеме:
1. Призывал ли собеседник к противоправной деятельности?
2. Если да, то какую из трех предложенных статей он нарушил?
3. Какой ответ сформулировала команда?
Проанализируйте ответы команд (рекомендации для анализа даны в следующем
блоке).
Раздайте командам бланки «Рекомендации» и попросите заполнить их на свое
усмотрение пять ключевых пунктов реакции на подобные сообщения в интернете.
Обсудите со студентами получившиеся рекомендации и из всех 15 пунктов (от
трех команд) выберите пять наиболее правильных. Выпишете эти пять пунктов на
отдельный бланк.
Анализ полученных результатов
При анализе ответных сообщений модератор должен руководствоваться
следующими рекомендациями:
1. Не начал ли студент давать положительный ответ собеседнику только ради
интереса, чтобы посмотреть, к чему это приведет?
Комментарий: любопытство в данном вопросе неуместно, так как речь идет о
нарушении законодательства и потенциальном совершении преступления.
2. Не спровоцировал ли студент своим ответом продолжение дискуссии?
Комментарий: ответ студента должен ставить точку в диалоге, а не
провоцировать продолжение разговора.
3. Не начал ли студент попытки вступить в дискуссию и переубедить
собеседника?
Комментарий: единственный ответ, который может дать в этом случае
студент, — предупредить собеседника о юридической ответственности за
преступления террористического и экстремистского характера. Идеологически
переубедить человека в интернет-переписке студент просто не сможет, но может
поставить себя в опасное положение, так как не знает возможной ответной реакции.
Возможные правила для бланка «Рекомендации»:
1. Не отвечать на подобные сообщения, в которых собеседник пытается вовлечь
вас в противоправную деятельность. По возможности заблокировать контакт
собеседника.
2. В ответном сообщении сообщить о юридической ответственности за
преступления экстремистского и террористического характера и отказаться
продолжать переписку на эту тему.
3. Четко и однозначно выразить свое полное несогласие с идеологией терроризма,
экстремизмом, радикальными методами решения проблем.
4. При любой ответной реакции не продолжать переписку.
26

5. Сделать скриншот переписки и сообщить о поступившем сообщении кому-то
из наставников, которому ты доверяешь (куратор группы, преподаватель, заместитель
декана, психолог и т. д.).

27

Онлайн – интеркатив «Путь к толерантности»
Данное мероприятие проходит в формате активного обучения в онлайн формате.
Онлайн - интерактив «Путь к толерантности!» проводился с целью формирования
личности, имеющей нравственные идеалы, исполненной достоинства и уважения к другим
людям, проявляющей толерантность в различных предметных сферах, жизненных
ситуациях.
Онлайн – интерактив проводился на специальной платформе learningapps.org, в
которую входило 5 упражнений, направленных на воспитание толерантного отношения
подростков к другим людям.
Ссылка для прохождения интерактива: https://learningapps.org/watch?v=phhcyfcmj23

28

Квиз – игра «Молодёжь за мир!»
Проблема распространения экстремизма в Российской Федерации является одним
из факторов, угрожающих национальной безопасности целостности государства.
Свердловская область занимает третье место в РФ по количеству преступлений,
связанных с экстремистской деятельностью. В связи с этим образовательная среда должна
быть направлена на формирование у учащихся негативного отношения к экстремистской
и террористической деятельности.
Интеллектуальная городская Квиз-игра «Молодёжь за мир!» – интерактивная
викторина, в которой участники за ограниченный промежуток времени отвечают на
вопросы, включая смекалку и логику.
Цель Квиз-игры – актуализация знаний учащихся по вопросам противодействия
экстремизма и терроризма в молодёжной среде.
2.2. Задачи Квиз-игры:
 расширить знания о проблемах распространения экстремистской идеологии;
 развить критическое и логическое мышление учащихся;
 сформировать уважение и толерантное отношение к окружающим людям;
 сформировать у учащихся активную гражданскую и жизненную позицию.
Сценарий проведения Квиз – игры
Здравствуйте! Мы приветствуем участников Городской итоговой квиз – игры по
профилактике экстремизма и терроризма в молодёжной среде «Молодёжь за мир!».
Экстремизм и терроризм, а также их последствия, являются одними из острых и
наиболее опасных проблем, с которыми сталкивается мир в 21 веке. Данные явления все
больше угрожают национальной безопасности многих стран, а также влекут за собой
огромные политические, экономические и моральные потери. Рост проявлений
экстремизма и терроризма в Российской Федерации в последние годы вызывает
обоснованную тревогу в обществе, реально угрожает основам конституционного строя,
подрывает социальную стабильность и межнациональный мир в стране. Поэтому очень
важно проводить подобные мероприятие. Мы не можем не радоваться, что сегодня
присутствуют представители всех школ ВСГО. Давайте поаплодируем друг другу.
Ну а оценивать нашу игру будет компетентное жюри:
Ответственный секретарь Территориальной комиссии Верхнесалдинского района
по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Инспектор подразделения по делам несовершеннолетний МВД России
«Верхнесалдинский».
А теперь перейдём к самой игре.
Квиз-игра состоит из 5 раундов, связанных с профилактикой распространения
экстремизма и терроризма в молодёжной среде. Квиз – игра представляет собой
викторину, состоящую из нескольких раундов. Каждый раунд носит индивидуальный
характер и состоит из вопросов, на которые нужно дать ответ в течение установленного
времени. Участникам необходимо записать ответ на специальном бланке.
Давайте же начнём нашу игру. И первый раунд называется «БЛИЦ»
Командам необходимо ответить на 9 быстрых вопросов, связанных с
терминологией по теме профилактики экстремизма и терроризма. Время на 1 ответ – 30
секунд. Ответы на вопросы записываются в специальном бланке.
2 раунд. Социальная реклама. Командам будет представлена социальная реклама
(плакаты, видео) на тему профилактики экстремизма. Задача команд, догадаться, о чём
идёт речь в той или иной рекламе. На обдумывание каждого вопроса отводится ровно 1
минута.
3 раунд. Патриоты отечества.
Раунд посвящён интересным историческим фактам о России. На обдумывание
каждого вопроса отводится ровно 1 минута.
4 раунд. Три факта
29

Командам будут даны 3 факта о термине, который связан с темой профилактики
экстремизма и терроризма. Задача команд, догадаться, о каком термине идёт речь, и дать
ответ одним словом.
5. Раунд. Видеовопрос
Раунд посвящён профилактике буллинга. Командам будут представлены 2
фрагмента из фильмов, где присутствуют сцены травли. На столах каждой команды будут
лежать подсказки со статьями из кодексов РФ.
Задача команд дать 2 ответа: 1 ответ – название фильма, 2 ответ – статья/статьи –
командам необходимо соотнести сцену из фильма и статью, которая косвенно относится к
теме буллинга.
Команда может получить за каждый ответ до 2 баллов.
Время на обдумывание: 3 минуты
Содержание Квиз - игры
1 раунд. «Блиц»
За ограниченное время ответить на вопросы. Ответы записываются в бланк
1.
Понятие «терроризм» произошло от латинского слова «terror». Что в
переводе означает это слово?
2.
Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие
решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или
международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными
формами противоправных насильственных действий. В каком Федеральном Законе РФ
дается такая трактовка «терроризма»?
3.
При обнаружении предмета, похожего на взрывоопасный, необходимо
сообщить взрослым, которые, в свою очередь, сообщат об угрозе по телефону. По каким
телефонным номерам можно сделать такие сообщения?
4.
Что означает extremus в переводе с латинского языка, от которого
произошло слово «экстремизм»?
5.
Какой характер носят абсолютно все виды терроризма?
6.
Какие современные средства помогают экстремистам вербовать людей?
7.
В какой стране впервые появилось понятие «терроризм»?
8.
Назовите памятную дату – «День солидарности в борьбе с терроризмом»
9.
Какой российский император стал жертвой террористического акта?
Вопрос Ответ
1
Ужас, страх
2
Федеральный закон «О противодействии терроризму»
3
102, 112, 911
4
Крайний
5
Политический
6
Интернет/социальные сети
7
Франция
8
3 сентября
9
Александр II
2 Раунд. «Социальная реклама»
Командам будет представлена социальная реклама (плакаты, видео) на тему
профилактики экстремизма. Задача команд, догадаться, о чём идёт речь в той или иной
рекламе. На обдумывание каждого вопроса отводится ровно 1 минута.
1.
Догадайтесь по сюжету и форме, в виде чего на данном плакате изображён
«альтернативный» террористический мир?

30

2.

Какой призыв, согласно логике плаката, мы скрыли от вас в правой части?

3.
Данный социальный видеоролик показывает ряд печальных событий из
истории нашей страны, которые мы не должны забывать: это и Беслан и Москва и
Волгодонск. Именно 3 сентября отмечается этот день, когда мы с солидарностью и болью
в сердце вспоминаем людей, погибших от рук терроризма. Используйте предлоги «в» и
«с» и назовите официальное название памятной даты, установленной в 2005 году.

4.
Серия этих антитеррористических плакатов включает в себя некий лозунг из
трёх слов. Каждое из этих слов мы загадаем вам отдельно с помощью ассоциаций, а ваша
задача, отгадав слова по отдельности, соединить их в правильном порядке и назвать
лозунг.
- Эта частица придаёт слову противоположное значение или значение
противопоставления, отрицания или отсутствия;
- Она бывает хорошая и плохая, кратковременна и долговременная, мышечная и
зрительная. Помимо того, она есть не только у живых существ, но и у компьютеров и
даже телефонов;
31

- У этого слова имеется несколько значений, основное из которых – это
«разрушить, испортить взрывом» Кроме того, согласно устойчивому выражению, это же
можно сделать и с чьим – то доверием.
5.
Какую статью Уголовного кодекса нарушил герой данного видеоролика
своими экстремистскими действиями
https://www.youtube.com/watch?v=g5P2MHBG8yE
Вопрос Ответ
1
Бомба/граната
2
Стоп расизм
3
День солидарности в борьбе с терроризмом
4
Память не подорвать!
5
Статья 282
- возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого
достоинства
3 Раунд. Патриоты отечества
Раунд посвящён интересным историческим фактам о России. На обдумывание
каждого вопроса отводится ровно 1 минута.
1.
Введение тельняшки на русском флоте объясняли многими причинами:
хорошо видны матросы на вантах, удобна в работе и стирке, лёгкая, и, наконец, очень
патриотичная. Патриотичность тельняшки заключалась в том, что она повторяла цвета
этого флага. Назовите какого?
2.
В советское время на пике патриотизма в некоторые имена нередко
вкладывали особый патриотический смысл. Например, имя Рената понималось как
Революция, Наука, Труд. А как, следуя этой логике, расшифровывалось старинное имя
Гертруда?
3.
27 января 1944 года во время спектакля в Большом театре действие вдруг
внезапно прервалось, опустился занавес, зажегся в зале свет, а на авансцену вышел
директор театра. После реакции в зале на его сообщение возможность продолжить
спектакль появилась только через полчаса. О чем сообщил директор театра?
4.
В Благородном пансионе, в котором учился М. Ю. Лермонтов, должность
эконома занимал Александр Яковлевич Дуссет, который из всех обитателей пансиона был
единственным Георгиевским кавалером, героем Русско – турецкой войны 1806-1812гг. И
Отечественной войны 1812-1814 гг. Но запомнился он прежде всего великому поэту тем,
что был превосходным рассказчиком.
По мнению многих литературоведов именно А.Я. Дуссет послужил прототипом
главного героя, к которому обращается автор в одном из самых известных своих
стихотворений.
Назовите это произведение.
5.
Как известно, после окончания Великой отечественной войны, 12 городам
Советского союза присвоено звание «Город – герой». Назовите единственную крепость –
герой, которой присвоено такое звание.
Вопрос Ответ
1
Андреевский флаг
2
Герой труда
3
О снятии блокады Ленинграда
4
«Бородино»
5
Брестская крепость

32

4 Раунд. «Три факта»
Командам будут даны 3 факта о термине, который связан с темой
профилактики экстремизма и терроризма. Задача команд, догадаться, о каком термине
идёт речь, и дать ответ одним словом.
1 вопрос
1.
Слово, обозначающее ЕГО, является сочетанием греческого слова φυλή
(раса, люди) и латинского суффикса -caedo (акт убийства). Данный термин был введен в
обиход польским юристом еврейского происхождения еще в 1933 году, однако
официально его стали применять лишь после окончания Второй мировой войны.
2.
9 декабря 1948 года утверждена Конвенция о предупреждении преступление
ЕГО и наказания за НЕГО, в котором ЕГО впервые официально признали как
международное преступление.
3.
Самым известным ЕГО примером можно считать Холокост – преследование
и массовое истребление евреев нацистской Германией в период Второй мировой войны.
2 вопрос
1.
Несмотря на то, что в ЕГО название упоминается огнестрельное оружие,
бывают и акты с применением холодного оружия.
2.
США занимают первое место по ЕГО случаям. Одним из самых
резонансных в своё время ЕГО инцидент дотирован 20 апреля 1999 г. и произошёл в
старшей школе «Колумбайн».
3.
К сожалению, ОН не обошёл и нашу страну. Одни из самых резонансных
ЕГО случаев за последнее время произошли 11 мая 2021г. – в Казани, 20 сентября 2021г. –
в Перми и 26 сентября 2022 г. – в Ижевске.
3 вопрос
1.
Его синонимами являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение»,
потому что он происходит от латинского слова, обозначающего «ужас» и «страх».
2.
Это определение стало распространённым в различных странах после
периода Великой французской революции.
3.
По целенаправленности его можно разделить на: национальный,
религиозный, идеологический, социальный, политический. А по характеру субъекта:
неорганизованный и организованный.
4 вопрос
1.
Кратко ЭТО можно описать как убеждение, совокупность идеологических
воззрений о необходимости господства «высших», «полноценных» этнических обществ
над «низшими».
2. Все обоснования ЭТОГО явления не имеют научных подтверждений.
3. Самой известной организацией в мире, придерживающейся ЕГО идей считается
ККК(Ку – клукс клан)
5 вопрос
1.
Его термин происходит от итальянского слова «fascis» – «прутья», «розги».
2. Считается, что первые движения ЕГО возникли в Италии во время Первой
мировой войны, а затем распространился в другие европейские страны.
3. Если ЕГО рассматривать как государственное устройство, то наиболее часто к
таким относят Италию при Бенито Муссолини и Германию во время правления Адольфа
Гитлера.
Вопрос Ответ
1
Геноцид
2
Скулшутинг
3
Терроризм
4
Расизм
5
Фашизм
33

5 Раунд. «Видеовопрос»
Раунд посвящён профилактике буллинга. Командам будут представлены 2
фрагмента из фильмов, где присутствуют сцены травли. На столах каждой команды будут
лежать подсказки со статьями из кодексов РФ.
Задача команд дать 2 ответа: 1 ответ – название фильма, 2 ответ – статья/статьи –
командам необходимо соотнести сцену из фильма и статью, которая косвенно относится к
теме буллинга.
Команда может получить за каждый ответ до 2 баллов.
Время на обдумывание: 3 минуты
Вопрос
Ответ
1
«Приключения Электроника»
- оскорбление
(ст.5.61 КоАП РФ)
- мелкое хулиганство
(ст. 20.1 КоАП РФ)
2
«Чучело»
- умышленное уничтожение или
повреждение имущества при
отягчающих обстоятельствах
(ст. 167 ч. 2 УК РФ)
Презентация
Квиз
–
игры
https://docs.google.com/presentation/d/18eMzSd4HEhO2nH3uV5beZxmhRJKcKH1o/edit?usp=
sharing&ouid=108192671658214110230&rtpof=true&sd=true

34

Заключение
Экстремизм в молодёжной среде является одной из наиболее сложных социальнополитических проблем современного российского общества, что связано, в первую
очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом
организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее
влияние на социально-политическую обстановку в стране.
Среди всех асоциальных явлений, представляющих угрозу национальной
безопасности страны, особое место занимает молодёжный экстремизм. Данное явление
представляет непосредственную опасность для российской государственности, поскольку
является орудием борьбы за власть радикальных организаций. Вследствие этого
следующим шагом по борьбе с этим явлением должна стать эффективная профилактика
данного явления в молодёжной среде.
Говоря об опыте реализации социальной профилактики можно сделать следующий
вывод: на федеральном уровне борьба с экстремизмом закреплена в соответствующих
законодательных актах, отражающих цели, задачи и принципы профилактики
экстремизма на общегосударственном уровне. Так же созданы отдельные
государственные структуры, занимающиеся непосредственно предупреждением,
профилактикой и борьбой с проявлениями экстремизма на территории РФ. Если говорить
о региональном уровне, то стоит отметить высокий уровень развития комплексной
системы профилактики молодёжного экстремизма. Данная работа осуществляется во всех
сфера жизнедеятельности общества и включает в себя применение большого разнообразия
форм и методов.
Проблема молодёжного экстремизма еще долгое время будет угрожать
национальной безопасности государства и общества, однако реализуемая система
противодействия данному явлению на разных уровнях создаёт предпосылки для сведения
данной опасности к минимуму.

35

Список используемой литературы и источников:
1.
Огоновская И.С. Профилактика экстремизма в системе дополнительного
образования: содержание, направления, методы, формы / И.С. Огоновская. –
Екатеринбург: Уральский университет, 2016. – 120 с.
2.
Профилактика экстремизма в молодежной среде / ред. Н.И. Семенова. –
Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. – 124 с.
3.
Баныкина С.В., Егоров В.К. Учимся толерантности / С.В. Баныкина, В.К.
Егоров. – Екатеринбург: Уральский университет, 2010. – 128 с.
4.
Сборник сценариев по профилактике экстремизма и терроризма в
молодежной среде / ред. И.Н. Фролова. – Екатеринбург: ДЮЦ, 2017. – 160 с.
5.
Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности». – Электрон. текст. – [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_38430/ (дата обращения: 05.03.2025).
6.
Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025
года. – М.: Минюст России, 2020. – 50 с.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».