Программа организации 5 смены Наследники Победы

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детско – юношеский центр»
Структурное подразделение
Загородный оздоровительный лагерь «Лесная сказка»

Дополнительная общеразвивающая программа
военно-патриотической направленности
«Наследники великой Победы»
2025 год

Составитель:
Никонова Алина Михайловна,
педагог – организатор «ДЮЦ»,
I квалификационной категории
89221363776,
Alina.spirina@mail.ru

Содержание программы
1. Пояснительная записка

3-4

2. Информационная карта программы

5-8

3. Паспорт программы

8–9

4. Нормативно-правовые условия

9 – 10

5. Цель и задачи программы

10

6. Принципы реализации программы

11

7. Направления и виды деятельности

12 – 16

8. Механизм реализации программы

17 – 18

9. Мероприятия по реализации программы летнего лагеря

19 – 20

10. Критерии эффективности программы

20

11. Предполагаемые результаты

21-22

12. Система оценки и стимулирования деятельности

22-23

13.Материально-технические условия

23-24

14. Кадровое обеспечение

25-26

15.Психолого-педагогическое сопровождение смены
16.План мероприятий лагеря

27
28-32

17.Режим дня

32

17.Список используемой литературы

33

18. Приложение. Анкеты

33

2

Историческое значение каждого
русского человека измеряется
его заслугами Родине,
его человеческое достоинство –
силой его патриотизма.
Н.Г. Чернышевский
Пояснительная записка
Гражданственность, патриотизм – фундаментальные качества личности, которые
формируются с малых лет. И лагерь летнего отдыха в этом смысле не исключение, а
идеальное место для формирования у школьников общественно-ценных потребностей.
Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в
лагере является его включенность в основные виды деятельности. К числу важных
условий воспитания детей во время летних каникул относится природная и социальная
среда – всё то, что окружает ребёнка во время отдыха. Поэтому не стоит забывать о
духовно – нравственном и гражданско-патриотическом воспитании школьников, о
бережном отношении к окружающему миру, о чутком отношении к своим родным местам.
Изучение истории родного города, края, исторических мест своей малой родины не в
школьном кабинете, а летом, не навязчиво, в игровой форме, играют немаловажную роль в
развитии и воспитании ребят.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности,
обладающей качествами гражданина – патриота Родины, которая характеризуется
самостоятельностью

мышления,

духовными

и

нравственными

качествами,

веротерпимостью, проявлением любви к Родине, к своему округу, городу, к родным и
близким, гордости за свое Отечество, за историю и достижения народа, почитанием
национальных святынь и символов, уважением Конституции страны, законности к
правовым основам государства. Знания, умения и навыки, выработанные в процессе
обучения, раскроют подросткам ценностное и правильное представление о значимости
службы в вооруженных силах в воспитании общечеловеческих добродетелей: чести,
достоинстве, чувстве долга перед обществом и государством.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха,
оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный летний отдых школьников,
3

- модернизацией старых форм работы и введением новых,
-необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в
реализации цели и задач программы.
Данная Программа по своей направленности является комплексной, так как
включает в себя разнообразные виды совместной деятельности несовершеннолетних и
педагогов, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в
условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Работа по программе военно-патриотического воспитания в летнем пришкольном
лагере позволит теоретически и практически через приобщение подростков к изучению
истории нашей Родины, военно-прикладным видам спорта развить любовь к городу и
стране. Воспитательная работа в пришкольном лагере

направлена на реализацию

представленной программы "Наследники Победы", посвящённая Году 75-летия Победы в
Великой Отечественной войне.
Практическая значимость организация полезной занятости детей и подростков,
приобретение знаний и умений по военно-патриотической и спортивно-оздоровительной
направленности.
Основные задачи:
1. Способствовать укреплению навыков здорового образа жизни.
2.

Развивать

различные

формы

общения

в

определенных

возрастных

и

разновозрастных группах, навыки самоуправления.
3. Сформировать социально-активную, всесторонне развитую личность на основе
духовно- нравственных и военно-патриотических традициях Российской армии.
4. Укрепление у молодого поколения жизненной потребности в сохранении
исторических традиций гражданственности и патриотизма русского воинства.
5. Раскрытие творческих способностей детей, как главного условия развития
личности в обществе.
Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя два основных направления,
заложенных в Образовательную программу школы:
•

духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

•

формирование здорового и безопасного образа жизни.
Основной состав лагеря - это обучающиеся ОУ в возрасте 7-14 лет. При

комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей

4

и из семей, имеющих родителей-пенсионеров, родителей-инвалидов,

а также детям,

находящимся в трудной жизненной ситуации.
Информационная карта программы
1. Полное наименование

Муниципальное автономное учреждение «Детско-

образовательного

юношеский центр»

учреждения.
2. Директор

Чукавина Елена Петровна

образовательного
учреждения.
3. Почтовый адрес,

Воронова 13к1

телефон, электронный
адрес образовательного
учреждения.
4. Полное название

Общеобразовательная программа «Наследники Победы»

программы.
5. Цель программы.

Развитие у детей гражданственности, патриотизма как
важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

6. Задачи программы.

Задачи:
- воспитывать патриотизм;
-развить творческого потенциала детей с различным
уровнем подготовленности;
-сформировать потребности и способности эстетического
восприятия;
-сформировать нравственное отношение к окружающему
миру и природе;
-организовать разносторонний оздоровительный активный
отдых, обогащенный знаниями, умениями и навыками в
различных видах деятельности;
созданию

-содействовать

благоприятных

условий

для

развития личностных качеств ребенка, его способностей к
творчеству через удовлетворение потребностей в свободном
выборе интересной для него деятельности;
-развивать организаторские навыки детей путем включения
5

в систему самоуправления подготовки, проведения дел в
отряде, лагере;
-популяризовать здоровый образа жизни через организацию
спортивных занятий и конкурсов
-воспитание в детях чувства коллектива, взаимовыручки,
ответственного и уважительного отношения другу к другу и
к старшим;
7. Идея программы.

Игровая

модель

путешествие.

По

программы
базам

:

представляет

база

собой

"Призывная",

база

"Интеллектуальная, база "Спортивная", база Игровая", база
"Военно-патриотическая",

база

"Дембельская".

Ребята

каждый день погружаются в атмосферу армейских будней.
Каждый

отряд

"юнармейский"

зарабатывает

"звезды",

принимая активное участие в мероприятиях смены и
выполняет задания.
Юнармейский отряд, который получает максимальное
количество

"звезд",

объявляется

победителем

смены,

получает кубок "Наследники Победы -2025"

8. Ожидаемый результат.

-формирование осознанного отношения к себе, как к части
окружающего мира;
-оздоровление и активный отдых детей, и приобретение ими
положительных эмоций;
-развитие лидерских и организаторских навыков, выявление
и раскрытие способностей детей в спорте, творчестве,
искусстве и других видах деятельности;
-более глубокое понимание своего внутреннего мира и
поведения, приобретение умения познания мира, самого
себя и другого человека;
-сформированы навыки партнерского сотрудничества со
сверстниками и взрослыми в решении проблемных
ситуаций;
6

-расширение кругозора, умений и навыков в области
прикладного творчества, физической культуры, и других
видах деятельности;
-снижение заболеваемости детей в течение учебного года;
-самореализация, саморазвитие и самосовершенствование
детей и подростков в процессе участия в жизни лагеря;
-удовлетворенность работой пришкольного летнего лагеря
родителями обучающихся;
- удовлетворенность работой пришкольного летнего лагеря
обучающимися;
-отсутствие правонарушений среди малолетних детей в
летнее время;
-увеличение количества школьников, привлеченных в лагерь
в качестве воспитанников и вожатых;
-повышение у детей активной гражданской позиции;
10. Автор программы.

Педагог- организатор Никонова Алина Михайловна

11. Основание для

1. Закон РФ "Об образовании в РФ" - ст. 50, 51;

разработки программы:

2. Закон РФ "О защите прав ребенка" - ст. 10, 11, 12;
3. Региональная программа организации летнего отдыха;
4. Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г;
5. Всемирная Декларация об обеспечении выживания,
защиты и развития детей 30.09.1990.

Цели и задачи программы
Цель:
Развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и
социальных ценностей.

Задачи:
- организовать комплекс мероприятий, направленных на привитие каждому воспитаннику
готовности быть верным Отечеству, приносить пользу обществу и государству;
-сформировать нравственное отношение к окружающему миру и природе;
-воспитывать патриотизм;
7

- организовать и провести работу, направленную на утверждение в сознании и чувствах
воспитанников патриотических ценностей̆, взглядов и убеждений, воспитание уважения к
культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- привлекать детей̆ к работе по возрождению и сохранению культурных и духовнонравственных ценностей̆ родного края;
-развивать организаторские навыки детей путем включения в систему самоуправления
подготовки, проведения дел в отряде, лагере;
-популяризовать здоровый образа жизни через организацию спортивных занятий и
конкурсов
-воспитание в детях чувства коллектива, взаимовыручки, ответственного и уважительного
отношения другу к другу и к старшим;
Принципы реализации программы
Личностный подход в воспитании:
• добровольность включения в ту или иную деятельность (игровая, трудовая,
познавательная)
• проявлять интерес к новым видам деятельности и способам решения поставленных
задач в процессе сотрудничества между вожатыми, воспитателями, сверстниками
Гуманизация межличностных отношений:
• построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку
• уважение и терпимость к мнению детей
• создание ситуаций успеха
• создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения
Принцип демократичности:
• участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей
Дифференциация воспитания:
• отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуальнопсихологическими особенностями детей
• взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня
Принцип творческой индивидуальности:
• творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной
мере реализует, развивает свой творческий потенциал
Принцип комплексности и оздоровления и воспитания ребёнка:

8

• чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной
работы лагеря
• оценка эффективности пребывания детей должна быть комплексной, учитывающей все
группы поставленных задач

Направления и виды деятельности
В работе лагеря с дневным пребыванием детей̆ несколько направлений деятельности.
•

Гражданско-патриотическое направление;

•

Трудовая деятельность;

•

Физкультурно-оздоровительная деятельность;

•

Досуговая деятельность;

•

Кружковая деятельность;

•

Эстетическое деятельность;

•

Образовательная деятельность.
Гражданско-патриотическая работа

Сюжет игровой̆ смены несет гражданско-патриотическую направленность, поэтому работа
в данном направлении включает организацию и проведение гражданско-патриотических,
общественно-полезных мероприятий, участие которых способствует формированию
патриотических

чувств,

отношений,

активной̆

гражданской̆

позиции.

Формы и методы работы:
•

Экскурсия по памятным местам города;

•

Беседы «Символика Российской Федерации», история основания юнармейского
движения и др.;

•

Встречи:
- с ветеранами ВОВ и локальных войн,
- с участниками школьного поискового отряда,
- с участниками школьной команды зарничников,

•

Мероприятия, посвященные памятным датам;

•

Соревнования по военно-прикладным видам спорта и другие;

•

Просмотр кинофильмов на тему ВОВ;

•

Мастер-классы по разборке/сборке и снаряжения магазина АК-74;
9

•

Смотр-строя и песни;

Физкультурно-оздоровительная работа
В это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующий
здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии в
спорткомплекс «Флагман», соревнования, конкурсные программы по физической
культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения. С
помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физкультурно-оздоровительной
деятельности:
•

Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

•

Выработка и укрепление гигиенических навыков;

•

Расширение знаний об охране здоровья;

•

Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного колл

ектива;
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.

•

Основные формы организации:
Ежедневная утренняя зарядка.

•

Спортивный час.

•

Минутки о здоровье: «Берегите зубы»; «Осанка – основа красивой походки»;

•

«Первая помощь при укусах насекомых»; «Как ухаживать за кожей лица и рук»; «Первая
помощь при солнечных ожогах»;
•

Конкурсная спортивная программа «Весёлые старты».

Эстетическое направление
Это одно из важных направлений программы. Способствует творческому развитию детей
их инициативе. В лагере создаются все условия для реализации этого направления.
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между
людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения
заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему
эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической
деятельности детских оздоровительных лагерей. Различные мероприятия способствуют
развитию у детей чувства ответственности, надёжности, честности
Задачи эстетической деятельности:
•

Пробуждать в детях чувство прекрасного;

•

Формировать навыки культурного поведения и общения;

•

Прививать детям эстетический вкус.
10

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере, действуют в нескольких
направлениях: музыка, песня, танец, общения с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
•

Посещение кинотеатров, музеев, организаций;

•

Конкурсы; концерты; дискотеки.

•

Оформление отрядных уголков;

Художественно-творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность
не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления
духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере
является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
•

Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный уголок»,

«Эмблема нашего лагеря», конкурс стенгазет и рисунков)
•

Конкурсные программы

•

Творческие конкурсы, выставки работ из природного материала

•

Игровые творческие программы

•

Концерты;

•

Выставки.

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей
детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности,
укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего
мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически
организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума
трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств,
эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
•

Бытовой самообслуживающий труд;

•

Трудовой десант.

Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей
ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает
в себя уход за одеждой и обувью. Самообслуживающая деятельность детей в лагере
11

включает дежурство по отряду. Уборку мусора на прилегающей к отряду территории.
Дети привлекаются к самообслуживанию в местах, в которых они занимаются.
Образовательная деятельность
В условиях летного отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового,
неизвестного, это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока,
формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний,
которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной
деятельности:
•

Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;

•

Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.

Основные формы работы:
•
•

Экскурсии;
Посещение кинотеатров, городские мероприятия, спортивно-оздоровительные,
профилактическая работа;

•

Интеллектуальные игры.

Определенный интерес у детей вызывают психологические тренинги, которые помогают
ребятам узнать о себе что-то новое.
Досуговая деятельность
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей
детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития
ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один
из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в
лагере.
Задачи досуговой деятельности:
•

Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга;

•

Организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и
положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идет закрепление
норм поведения и правил этикета, толерантности.
Виды досуговой деятельности:
•

развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды

деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный
способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями

12

являются:

посещение

концертов,

дискотек,

спектаклей,

экскурсий,

спортивных

соревнований, прогулки;
•

отдых, в какой – то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение

эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
•

самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К

самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
•

творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники

лагеря посещают творческие мастерские.
Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на
основе общего интереса.
Основные формы работы:
•

Развлекательно- познавательные игры .

Кружковая деятельность
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность,
объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности
лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные
кружки, для функционирования которых имеется

обеспеченность педагогическими

кадрами.
Цель: расширение

кругозора, развитие познавательных интересов и творческих

способностей детей.
Включает в себе развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого
идет закрепление норм

поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и

явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются
условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном
применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
•

Изучение интересов детей;

•

Презентация кружков на линейке в начале смены;

•

Ознакомление детей с режимом работы кружков;

•

Самоопределение детей и запись их в кружки;

•

Деятельность ребят в кружках;

•

Текущее отражение результатов деятельности детей;

•

Подведение итогов работы кружков в конце смены.

13

Организация общественно-полезной деятельности
Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами
воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные
отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе
формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и
ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Цель:

подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии,

формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность
способностей ребенка.
Задачи:
1. Освоение социально – трудовых ролей.
2. Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности.
3. Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.
4. Формирование умений и навыков самообслуживания.
Механизм реализации программы
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
1. Организационный модуль.
Формы работы:
•

планирование;

•

подготовка к лагерной смене;

•

оформление лагеря;

•

подготовка материальной базы;

•

определение обязанностей;

•

подготовка лагеря к сдаче приёмной комиссии;

•

организация питания в школьном оздоровительном лагере.

2. Оздоровительный модуль.
Формы работы:
•

утренняя зарядка;

•

встречи с медицинским работником лагеря;

•

влажная уборка, проветривание игровых комнат;

•

беседы о вредных привычках;
14

•

организация здорового питания лагеря; спортивные праздники;

•

показ видеофильмов

3. Творческий модуль.
Формы работы:
•

коллективно – творческие дела;

•

участие в городских мероприятиях;

•

конкурсы;

•

викторины;

•

экскурсии;

•

посещение учреждений культуры города;

•

реализация областной социальной акции «Безопасное детство - 2020».

4.Патриотический модуль.
Формы работы:
•

посещение школьной Комнаты боевой славы;

•

беседы;

•

возложение цветов на Аллею Победы, посильный уход за цветниками;

5. Нравственно – экологический модуль.
Формы работы:
•

экскурсии в природу;

•

беседы о нравственности;

•

работа в библиотеке;

•

отрядные огоньки

6. Социально – психологический модуль.
Формы работы:
•

работа педагога – психолога школы;

•

работа социального педагога школы;

•

диагностика; тестирование;

•

индивидуальные беседы; анкетирование;

•

обработка результатов.

15

Мониторинг
Вводная

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное

диагностика

выяснение психологического климата в детских коллективах:

Пошаговая

•

анкетирование;

•

беседы в отрядах;

•

планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателей.

Беседы по результатам мероприятий и дел лагеря, на отрядных сборах.

диагностика
Итоговая

Анкетирование

диагностика

Беседы в отрядах
Анкетирование родителей

Предполагаемые результаты
Программа летнего школьного оздоровительного лагеря основана на требованиях
Федерального государственного образовательного стандарта, в котором сформулирована
основная цель нравственного развития и воспитания личности

школьника и

заключается в становлении личностных характеристик ребенка, а именно:
•

способный

организовать

свою

деятельность,

умеющий

пользоваться

информационными источниками;
• владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах различных
уровней;
• обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать
собеседника, высказывать свое мнение);
•

любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

•

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной

деятельности;
•

любящий свой край и свою Родину;

•

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

16

•

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и

школой;
•

доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое

мнение;
•

выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

•

знакомство

детей

с

разнообразными

видами

игровой

деятельности,

умение

организовывать и самостоятельно проводить различные игры,
•

умение работать в творческих группах, нести ответственность за проводимые дела,

•

развитие коммуникативных способностей и толерантности,

•

реализация принципов сотрудничества детей и взрослых на позициях самоуважения,

самодеятельности,
•

творческий рост детей и педагогов.
Контроль и оценка результатов

•

Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов,

мотивов пребывания в лагере;
•

Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские

качества, уровень коммуникативности;
•

Анализ участия отряда в творческих делах, уровня активности и достижений

проводится на отрядных огоньках, по итогам которых заполняется отрядный уголок;
•

Выставка - демонстрация достижений детей в кружках, и общелагерный стенд

достижения отрядов (экраны соревнований и настроения);
•

Вручение грамот, памятных подарков за активное и творческое участие в жизни

лагеря.
Система оценки и стимулирования деятельности
Важное место в программе смены занимает система личностного роста каждого участника
и рейтинг отрядов. Исходя из тематики программы, система личностного роста
представляет собой заполнение "Книжки юнармейца". Заполнение состоит из двух частей:
1)получение отметок
2)прохождении занятий курсов и получение "звезд" за личные достижения.
"Звезды" синего цвета размещаются в зачетных книжках юнармейцев
и являются отражением личностного роста каждого участника программы. Важно на
общем стенде, расположенном в доступном для всех отрядов месте, обновлять
информацию о количестве красных и синих "звезд",заработанных отрядами.
17

Рекомендуется обновлять рейтинг следующим образом:
1) Количество красных "звезд", заработанных отрядом за общелагерные
дела, отображаются в рейтинге отряда и обновляются ежедневно в конце дня.
2) Количество синих "звезд", заработанных каждым юнармейцем индивидуально,
подсчитывается раз в три дня и заносится в рейтинг
юнармейского отряда.
При получении юнармейским отрядом большого количества "звезд"
можно заменить количество "звезд", одной "звездой" с количественным показателем.
Например, если отряд за день заработал 15 "звезд", можно выдать 15 "звезд", а
можно одну с цифрой 15.
Производить вручение синих "звезд" рекомендуется дважды в день: после обеда (за
заслуги в первой половине дня) и после подведения итогов дня (за заслуги во второй
половине дня). Вручение производится при всём юнармейском отряде с обязательным
оглашением достижения, за которое награждается юнармеец.
За нарушение дисциплины, законов лагеря, распорядка дня и других нарушений
юнармейские отряды и юнармейцы могут быть лишены заработанных ранее "звезд" в
количестве от 5 до 50 "звезд", как в личном, так и в коллективном рейтинге.
Юнармейцы, собравшие больше всего синих "звезд" по итогам программы,
становятся победителями личного рейтинга и получают памятные призы на
торжественном закрытии лагеря.
Диагностика настроения
Для того чтобы повысить уровень заинтересованности ребят разработана система
нематериальных стимулов:
•

Награждение благодарственными письмами и грамотами

•

Объявления устной благодарности на линейке

•

Благодарственное письмо родителям

•

Поздравление именинников

Критерии:
•

Посещаемость детей;

•

Занятость детей;

•

Степень участия в мероприятиях;

•

Инициативность;

•

Качество и ответственность;
18

•

Дисциплинированность;

•

Чистота и порядок.

Материально-техническая база достаточна для полноценной реализации летнего
отдыха: удобное расположение корпусов, спортивные площадки, спортивный инвентарь и
тренажёры, музыкальное и световое оборудование, игры, библиотека, театральный
реквизит.
Для реализации программы «Лесная премьера» необходимо наличие следующей
материально-технической базы, обеспечивающей комфортные условия для проведения
занятий, мастерских и театральных мероприятий:
1. Помещения
•
Актовый зал с оборудованной сценой (свет, звук, занавес, пространство для
размещения декораций).
•
Просторные комнаты или залы для проведения мастер-классов, репетиций и
работы в творческих содружествах.
•
Костюмерная и реквизиторская комната (или выделенное пространство для
хранения готовых изделий, костюмов и кукол).
•
Художественные мастерские и кабинеты декоративно-прикладного
творчества.
2. Оборудование и техника
•
Сценическое и музыкальное оборудование (микрофоны, колонки,
музыкальный центр, проектор).
•
Осветительное оборудование (прожекторы, настольные светильники для
театра теней).
•
Зеркала (для репетиций пластики и сценического движения).
•
Фото- и видеокамера (для фиксации результатов, подготовки
мультимедийных материалов).
3. Учебно-методические материалы
•
Печатные и электронные сборники русских сказок, литературных
произведений, театральных этюдов.
•
Методические пособия по актёрскому мастерству, режиссуре, сценической
речи, работе с куклами.
•
Материалы для сценарного планирования и проектной деятельности.
4. Художественные и декоративные материалы
•
Бумага, картон, ткани, фетр, пенопласт, дерево, проволока, пластик, клеевые
пистолеты.
•
Краски, кисти, фломастеры, маркеры, акрилы.
•
Игольницы, нитки, пуговицы, декоративные элементы, ленты, тесьма,
стразы.
•
Материалы для изготовления кукол (шарниры, палочки, шаблоны, перчатки,
поролон, нитки и пр.).
5. Кукольный инвентарь
•
Наборы для изготовления и хранения театральных кукол разных видов
(пальчиковые, перчаточные, тростевые, теневые).
•
Театральные ширмы и конструкции для показа кукольных спектаклей.
6. Костюмы и реквизит
•
Базовый набор костюмов для разных ролей (платки, шали, сарафаны,
камзолы, накидки и т.д.).
•
Маски, головные уборы, грим.
19

Реквизит: бутафорское оружие, книги, предметы быта, посуда, сундуки и др.
7. Средства визуализации и презентации
•
Флипчарты, доски, магнитные планшеты.
•
Компьютер,
проектор,
экран,
аудиоколонки
для
музыкального
сопровождения спектаклей и мастер-классов.
Обеспечение программного модуля всем необходимым оборудованием позволяет
реализовать замысел театральной смены, повысить качество обучения, создать
продуктивную и безопасную среду для детей.
•

6.3. Информационно – правовые
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
1.
Концепция Развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р);
2.
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года» (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва);
4.
Постановление Правительства Свердловской области № 900-ПП от
7.12.2007 «ОБ утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до
2025 года».
5.
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2014 № 09-613 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию
образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и
оздоровление детей»)
6.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
«Методические рекомендации по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей»
от 25.11. 2019 года № Пз-1303/06;
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
8.
Постановление Правительства Свердловской области от 03.08.2017 №558ПП «О мерах по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в Свердловской
области» (в редакции 30.12.2020 г.)
9.
Закон Свердловской области от 15.06.2011г. №38-ОЗ «Об организации и
обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области» (в редакции
29.07.2021 г. № 81-ОЗ);
10.
Постановление Правительства от 19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении
государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и
реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года» (в редакции от
17.02.2022 № 112-ПП);
11.
Методические рекомендации по примерному содержанию и разработке
оздоровительно-образовательных программ организаций отдыха и оздоровления
Свердловской области 2018 г. (Региональный Центр координации деятельности по
организации отдыха и оздоровления детей Свердловской области);
Документы, регламентирующие работу лагеря:
20

Устав
Муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Детско-юношеский центр» от 07.09.2015 № 235.
- Положение о структурном подразделении "Оздоровительный лагерь "Лесная
сказка",
- Положение о загородном оздоровительном лагере «Лесная сказка»
- Договор с родителями,
- Положение об оплате труда работников загородного оздоровительного лагеря
"Лесная сказка",
- Должностные инструкции работников лагеря,
- Пакет инструкций по охране труда, иные локальные акты.
Информационно-методическое сопровождение:
Программы и сценарии мероприятий смены разрабатываются в соответствии с
возрастными, психологическими и педагогическими особенностями участников.
Используются электронные и печатные ресурсы, включая мультимедийные презентации,
виртуальные экскурсии, справочные материалы, фильмы и архивные документы,
рассказывающие о культуре, истории и традициях России и Урала. Все материалы
проходят предварительную проверку на соответствие возрасту и нормативным
требованиям (отсутствие вредоносного контента, соблюдение этических норм).
Безопасность и защита персональных данных:
В лагере соблюдаются требования Федерального закона № 152-ФЗ «О
персональных данных». Ведётся инструктаж по технике безопасности, противопожарной и
санитарной безопасности. Участники и персонал проходят обязательное ознакомление с
правилами поведения, режима, а также с «Законами лагеря», утверждёнными на первом
этапе смены.
6.3 Кадровое обеспечение программы:
Важной составляющей частью программы является тщательный подбор
педагогического и иного персонала. Ведется подбор и отбор высококвалифицированных
специалистов в сфере организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей.
Руководители групп по месту проживания (отрядов), воспитатели – это опытные педагоги,
неординарные, творческие личности. Вожатые – студенты ведущих вузов Свердловской
области, креативные, обладающие хорошими коммуникативными и организаторскими
навыками.
Штатное расписание лагеря:
-начальник лагеря - 1ст.;
-методист - 1,5 ст.;
-педагог ДО - 3 ст.;
-концертмейстер - 1 ст.;
-инструктор по физической культуре - 1 ст.;
-педагог-организатор - 2 ст.;
-воспитатели - 14 ст.;
-вожатые - 7 ст.;
-обслуживающий персонал-24 ст.
Также выпускники лагеря возвращаются и работают вожатыми и воспитателями.
Дополнительное образование реализуют педагоги «Детско-юношеский центр».
Полноправные члены коллектива - помощники вожатых, которые обучаются в течение
учебного года в "ДЮЦ" по дополнительной образовательной программе «Вожатый.RU».
21

6.5. Методическое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы – это целенаправленный процесс и
результат оснащения педагогов, воспитателей и вожатых методическими средствами и
рекомендациями, которые способствуют эффективной работе в лагере. «ДЮЦ»
осуществляется методическую подготовку педагогических кадров через:
1)
Проведение серии обучающих семинаров и педагогических советов для
сотрудников,
2)
Дистанционное повышение квалификации сотрудников лагеря,
Организация курсов повышения квалификации специалистами «Детско юношеского центра» по теме: «Проектирование воспитательной деятельности в
организации отдыха и оздоровления детей».
Раздел

Содержание

Форма организации и
проведения программы

Формы организации проведения мероприятий: отрядные, групповые,
коллективные, творческие содружества. Формы проведения:
театральные мастерские, творческие лаборатории, тренинги,
репетиции, спектакли, кукольные постановки, художественные
мастер-классы, фестивали, ролевые игры, проектная деятельность,
театральные капустники.

Методы и приёмы

Словесные: рассказ, объяснение, выразительное чтение, литературная
беседа, анализ художественного текста. Наглядные: просмотр и
обсуждение театральных постановок, демонстрация театральных
приёмов, образцов кукол, видеоматериалов. Практические:
театральные тренинги, этюды, импровизации, режиссёрские пробы,
постановочная работа, проектирование спектакля.

Средства обучения

Костюмы, реквизит, театральные куклы, ширмы, материалы для
изготовления декораций, грим, зеркала, аудио- и видеотехника,
сценарии, сборники сказок, произведения русской литературы,
театральные подиумы, световое и звуковое оборудование,
методические материалы.

Психолого-педагогическое
сопровождение

Игры на командообразование и развитие доверия, упражнения на
раскрепощение и уверенность, театральные тренинги, рефлексивные
круги, индивидуальные и групповые обсуждения. Поддержка
раскрытия творческих способностей и эмоциональной
выразительности ребёнка.

Критерии эффективности
реализации программы

– Повышение интереса к русской литературе, театру и культуре;
– Владение базовыми театральными навыками;
– Развитие речи, уверенности, креативного мышления;

22

– Сплочение коллектива и развитие коммуникативных компетенций;
– Создание собственного театрального продукта.
Вид и форма контроля,
форма предъявления
результата

Наблюдение, экспертная оценка педагогов, самооценка, защита
театрального проекта, участие в итоговом фестивале, показ спектакля,
выставка сценографических и художественных работ,
видеопрезентация процесса и результата.

Учебно-методические
пособия

1. Голубев В.А. Основы театрального искусства. – М.: Просвещение,
2020.
2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – М., 2021.
3. Зиновьева Л.Г. Театр кукол в детском творчестве. – СПб., 2019.
4. Методические рекомендации по организации программ театральной
направленности / Минпросвещения РФ. – М., 2023
7. Партнёры программы и сетевое взаимодействие

Профилактика безопасного поведения
Для реализации профилактических программ использовалась сетевая форма
взаимодействия с субъектами профилактики ВСГО: ТКДН и ЗП, ОГИБДД ММО МВД
России, ВДПО, Верхнесалдинская районная избирательная комиссия.
В рамках общей программы запланирована реализация программы профилактики
«Маленькие дети и с большими возможностями», которая включает в себя следующие
направления (Приложение):
- профилактика противоправного поведения детей, жестокого обращения с детьми
(социальные партнёры: ТКДН и ЗП);
- профилактика экстремизма, терроризма и воспитание толерантности (социальные
партнёры: Комитет по делам молодёжи Администрации ВСГО);
- профилактика детского травматизма и безопасности жизнедеятельности, правил
поведения детей в быту, при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях
(социальные партнёры: ГИБДД, Госпожнадзор);
- формирования навыков ЗОЖ.
Для проведения театральных мастер – классов на смену был приглашён
консультант – руководитель театральной студии «Шалунишки», создатель театральной
мастерской «Папа Карло» - Сулима Петр Альбертович.
Педагоги Центра детского творчества г. Верхняя Салда- проведение авторских
мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству, сценографии, созданию кукол.
Верхнесалдинский краеведческий музей – проведение виртуальных экскурсий по
истории города и культурным традициям Урала, предоставление экспозиционных
материалов для создания декораций и костюмов, участие в этнографических мастерклассах, консультации по теме народных сказок и образов.
План работы творческой мастерской по подготовке
отрядных вожатых.
Игра как основной вид деятельности в условиях временного детского коллектива.
23

1.

Заповеди вожатого.

2.

А у нас в отряде: название отрядов и девизы.

3.

Оформляем отрядный уголок.

4.

Сюжетно-ролевые игры.

5.

Межличностное взаимодействие.

6.

КТД.

7.

Организация творческих конкурсов.
Психолого-педагогическое сопровождение смены:

Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи
нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе
отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого – педагогического сопровождения:
•

консультационный

•

прогностический

•

практический.

Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
•

Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку

комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
•

Компенсаторная

–

формирование

у

ребенка

стремления

компенсировать

имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он
любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности
в самоутверждении.
•

Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-

полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
•

Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и

предполагает

применение разнообразных методов и

методик, направленных на

корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и
поведении.

24

25

Список используемой литературы
1.

Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях. –

Педагогическое общество России, 2002.
2.
3.

Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007.

4.

Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

5.

Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.

6.

Программа оздоровительного лагеря «Солнышко» Муниципальная Осановецкая средняя общеобразовательная школа. Авторы:

Евсеева О.Г., Кириллова Т. А
7.

«Здравствуй, лето!» С. В. Титов – Волгоград, 2001.

8.

«Школа подготовки вожатых» А. А. Маслов – Омск, 2006

9.

«Педагогика временного детского коллектива» учебное пособие – Владивосток, 2002

10. «Ах, лето!» С. В. Савинова, В.А. Савинов – Волгоград, 2003
11. « Летний лагерь на базе школы» мозаика детского отдыха – Москва, 2007
12. «Справочник вожатого» мозаика детского отдыха – Москва, 2007
13. «Школьный театр» мозаика детского отдыха – Москва, 2007
14. «Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере» мозаика детского отдыха – Москва, 2007
15. «Детские подвижные игры» А.В.Кенеман – Москва, 2000

Приложение 1
Анкеты на выявления интересов ребят

1.

Фамилия, имя ______________________________________________________________

2.

Сколько тебе лет? _____________________________________________________________

3.

Твое хобби? __________________________________________________________________

4.

Что ты умеешь хорошо делать: рисовать, петь, придумывать стихи, создавать газеты. Свой вариант.

________________________________________________________________
5.

Что такое лето? _______________________________________________________________

6.

Чего ты ждешь от лагеря? ______________________________________________________

7.

Тебя что-то беспокоит перед лагерем? ____________________________________________
Итоговая анкета

1. Что ты ожидал (а) от лагеря? __________________________________________________
2. Что тебе особенно понравилось в лагере? ________________________________________
3. Самое важное событие в лагере? _______________________________________________
4. Что тебе не понравилось? _____________________________________________________
5. В чем лагерь не оправдал твоих ожиданий? ______________________________________
6. Было ли скучно в лагере? _____________________________________________________
7. Появились ли у тебя друзья среди ребят, среди взрослых? __________________________
8. Чему ты научился в лагере? ____________________________________________________
9. Что нового узнал? ____________________________________________________________

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».