Программа организации 3 смены Лесна премьера

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детско – юношеский центр»
Структурное подразделение
Загородный оздоровительный лагерь «Лесная сказка»

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Лесная премьера»
2025 год

Составитель:
Серебрякова Юлия Дмитриевна,
педагог – организатор «ДЮЦ»,
I квалификационной категории
89068003674,
Larshina_95@mail.ru

Содержание
1

Пояснительная записка

3

2

Целевой блок программы

6

3

Механизмы реализации программы

7

4

Этапы реализации программы

16

5

Содержание программы «Лесная премьера»

17

6

Необходимые условия реализации программы

18

7

Партнёры программы и сетевое взаимодействие

22

8

Система контроля и отслеживания результатов

23

9

Возможные риски и пути их преодоления

23

10

Список литературы

25

2

1. Пояснительная записка
Загородный оздоровительный лагерь «Лесная сказка» — это современная площадка
для организации отдыха, оздоровления и воспитания детей и подростков. Лагерь имеет
богатую традицию организации творческих смен, обеспечивая благоприятные условия для
отдыха, оздоровления, социализации и развития личности каждого ребёнка. Уникальная
природная среда, инфраструктура для проведения массовых мероприятий,
профессиональная педагогическая команда и творческая атмосфера делают «Лесную
сказку» местом, где дети не только отдыхают, но и раскрывают свои способности.
Деятельность лагеря направлена на всестороннее развитие личности ребёнка в
условиях временного детского коллектива. В рамках смены реализуются оздоровительное,
культурно-просветительское, патриотическое, художественно-эстетическое и социальнопедагогическое направления.
Смена «Лесная премьера» направлена на погружение участников в мир театра,
литературы и русской культуры через создание и постановку собственных спектаклей,
этюдов, кукольных представлений и творческих проектов. Центральной педагогической
идеей является развитие творческого потенциала личности ребёнка средствами
театрального искусства, с опорой на ценности национальной культуры и литературное
наследие.
Смена строится как пространство сотворчества, в котором каждый ребёнок может
стать актёром, режиссёром, сценографом, чтецом или мастером театрального кукольного
искусства. В ходе смены дети изучают русскую литературу, знакомятся с театральными
профессиями, приобретают навыки работы в коллективе, развивают сценическую речь,
воображение, эмоциональный интеллект.
Кульминацией смены становится фестиваль спектаклей «Живая классика», где
каждое содружетво представляет свою постановку, вдохновлённую произведениями
русской литературы или фольклора. Таким образом, реализуется идея единства
творчества, культуры и самовыражения, направленного на воспитание духовно богатой и
культурно грамотной личности.
При разработке программы педагогической деятельности как дополнительной
общеобразовательной программы, основными нормативными документами являются
следующие:
1.
Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об основных гарантиях, прав ребёнка в Российской Федерации».
2.
Федеральный закон от 16.10.2019 № 336-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования
государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей»
3.
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4.
Письмо Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 г. № 18-2/10/1-7164 «О
Типовом Положении о детском оздоровительном лагере».
5.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
(Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 года № 33660).
6.
Приложение к Письму Департамента молодёжной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования».
7.
Устав образовательной организации.
8.
Положение об организации отдыха детей и их оздоровлении.
1.1. Актуальность.
Воспитание духовно-нравственной, культурно развитой и социально ответственной
личности — приоритетное направление государственной молодежной политики и
3

системы образования Российской Федерации. В условиях современных вызовов, когда
усиливаются процессы утраты исторической памяти, снижается интерес к национальной
культуре, наблюдается разрыв между поколениями и кризис в системе ценностей,
особенно важным становится создание программ, способствующих формированию у
подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданской идентичности, уважения к
истории и традициям своей страны.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в Послании
Федеральному Собранию (2023) подчёркивал:
«Важно, чтобы молодёжь знала и гордилась своей страной, понимала, какие
духовные, нравственные и культурные основы лежат в её основе. Нам нужны
инициативные, просвещённые, ответственные граждане».
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, необходимо формировать у детей и молодёжи «ценностное отношение к
культуре и истории своей Родины, развитие творческого потенциала, поддержка интереса
к различным видам искусства, включая театральное и литературное». А федеральный
проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» нацелен на
вовлечение подрастающего поколения в деятельность, укрепляющую гражданскую и
патриотическую позицию через культуру и творчество.
Важнейшим инструментом этого процесса может стать театр — как форма живого
диалога поколений, средство воспитания чувств, гражданских добродетелей и
самовыражения. Театр развивает не только творческие способности, но и навыки
коммуникации, эмпатию, критическое мышление, что особенно значимо в условиях
цифровой трансформации и социальной нестабильности.
Театральная смена «Лесная премьера», основанная на произведениях русской
литературы, элементах традиционной культуры, народной обрядности и кукольного
искусства, отвечает стратегическим задачам государства по укреплению культурной
идентичности, формированию гармонично развитой личности, обладающей чувством
ответственности за судьбу своей страны. Реализация такой смены в детском
оздоровительном лагере представляет собой не только инструмент организации
содержательного досуга, но и элемент целенаправленной воспитательной системы.
Программа «Лесная премьера» предоставляет участникам возможность не только
познакомиться с произведениями классиков и народным искусством, но и осмыслить их в
современных формах через творческую деятельность — инсценировки, кукольные
постановки, режиссёрские проекты.
1.2. Новизна
Программа театральной смены «Лесная премьера» является инновационной за счёт
интеграции классической русской литературы, народного фольклора и современных
театральных практик в модульной системе обучения. Новизну обеспечивают включение
направления театра кукол как формы культурного наследия, режиссёрские лаборатории
как пространство самореализации участников, а также итоговый фестиваль «Живая
классика», где дети самостоятельно создают постановки по литературным произведениям.
Программа сочетает творческое развитие с воспитанием гражданской идентичности и
отвечает актуальным задачам государственной культурной и образовательной политики.
1.3. Педагогическая целесообразность
Программа «Лесная премьера» педагогически целесообразна, так как направлена на
развитие творческого мышления, эмоциональной отзывчивости, коммуникативных и
социально значимых навыков. Учащиеся обучаются основам актёрского мастерства,
сценической речи, командной работе, самовыражению через театральные формы.
Реализация педагогических идей происходит через игровые и проектные технологии,
модульное обучение, погружение в литературный и культурный контекст, работу в малых
творческих группах. Театр становится инструментом формирования личности, способной
4

чувствовать, понимать, созидать и действовать в согласии с культурными и
нравственными ценностями.
1.4. Адресат программы:
Программа рассчитана на детей возрастных категорий от 6 до 17 лет.
В течение смены участниками программы стали дети из образовательных
учреждений Верхнесалдинского района, Горнозаводского округа, городского округа
Нижняя Салда, в том числе, из многодетных семей, опекаемые, стоящие на
внутришкольном учете и др. Общее количество участников – 222 человека.
Возрастные особенности детей и подростков:
Возрастная
группа
Младший
школьный
возраст
действий,
рефлексия —
6,5-11 лет
Подростковый
возраст от 1112 до 14-15
лет.

Психологические особенности

Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом
на основе ведущей деятельности — учения. • В процессе учебной
деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и
навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить
способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать
свои действия. • Новообразованием младшего школьного возраста явл
Переход от детства к взрослости имеет главный смысл. • Считается
«кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными
сдвигами в развитии подростка. • В этом возрасте происходят
интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к
биологической зрелости и полового созревания. • Стремление к
самообразованию
и
самовоспитанию,
полная
определенность
склонностей и профессиональных интересов.
Старший
1. Открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». 2. Главным
школьный
измерением времени в самосознании является будущее, к которому он
возраст — 15- (она) себя готовит. 3. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно17 лет (ранняя профессиональная,
в
процессе
которой
формируются
такие
юность)
новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы,
самосознание, мечта и идеалы. 4. Начальная стадия физической зрелости
и одновременно стадия завершения полового развития.
1.5. Понятийный аппарат программы
Досуг — социально-культурная деятельность. В условиях лагеря рассматривается
как средство познания, развития и оздоровления ребенка, как обеспечение многообразия
видов деятельности детей и взрослых
Оздоровление — восстановление, расширение адаптационных возможностей
организма ребенка. Во многом зависит от укрепления и охраны здоровья, режима дня,
профилактики заболеваний, формирования ценности здорового образа жизни. В том числе
и через реакцию организма на полученные эмоции.
Фольклор — устное словесное и музыкальное народное творчество. В более
широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество,
проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования,
обряды, ремёсла.
Театр — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных
искусств (литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и
других) и обладающий собственной спецификой: отражение действительности,
конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей
здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого
является актёр.

5

1.6. Педагогическая идея программы
Педагогическая идея программы «Лесная премьера» заключается в раскрытии
личности ребёнка через театральную деятельность и погружение в русскую литературу и
культуру, что способствует развитию творческого потенциала, нравственного сознания и
чувства сопричастности к национальному наследию. Программа оказывает социальный
эффект, формируя навыки коллективного взаимодействия, ответственности и
толерантности, а также воспитывает любовь к Родине, уважение к истории и культурным
традициям, эстетический вкус и стремление к самосовершенствованию. Через игровые и
проектные методы, работу в командах и творческие лаборатории реализуются
педагогические идеи формирования гармоничной, духовно богатой и социально активной
личности.
2. Целевой блок программы
2.1. Цель программы — формирование творческой и социально ответственной
личности ребёнка через театральное искусство и знакомство с русской культурой в
условиях детского лагеря.
2.2. Задачи:
Образовательные задачи:
•
Ознакомить участников с основами театрального искусства, включая
актёрское мастерство, сценографию и театр кукол;
•
Познакомить с произведениями русской классической литературы и
народного фольклора;
•
Обучить навыкам сценической речи и выразительного самовыражения.
Воспитательные задачи:
•
Воспитать уважение к культурному и историческому наследию России;
•
Формировать чувство коллективной ответственности, толерантности и
взаимопомощи;
•
Развивать патриотические и гражданские ценности через творческую
деятельность.
Развивающие задачи:
•
Развивать творческое мышление, воображение и эмоциональный интеллект;
•
Способствовать развитию коммуникативных и организаторских навыков;
•
Стимулировать способность к саморефлексии и критическому восприятию
искусства.
2.3. Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
•
Учащиеся овладевают базовыми театральными навыками (актёрское
мастерство, работа с куклами, сценическая речь);
•
Знают основные произведения русской классической литературы и
народного фольклора, умеют интерпретировать их через театральные формы;
•
Умеют создавать и участвовать в театральных постановках.
Метапредметные результаты:
•
Развивают коммуникативные и кооперативные умения, эффективно
работают в команде;
•
Осваивают проектные и творческие методы работы, планируют и реализуют
совместные задачи;
•
Формируют навыки саморефлексии и критического анализа собственного и
чужого творчества.
Личностные результаты:
•
Формируется чувство патриотизма, уважения к культурному наследию и
традициям России;
6

Развиваются творческое мышление, эмоциональная отзывчивость и
уверенность в себе;
•
Усиливается ответственность, толерантность и готовность к социальной
активности.
2.4. Способы диагностики результативности программы
Для диагностики результативности программы «Лесная премьера» могут
использоваться следующие способы:
1.
Наблюдение педагогов и специалистов — фиксирование проявлений
творческой активности, коммуникативных навыков, участия в коллективных процессах и
личностных изменений.
2.
Анализ творческих продуктов — оценка постановок, театральных
миниатюр, кукольных спектаклей с точки зрения освоения знаний и умений.
3.
Анкетирование и опросы — сбор данных о восприятии программы, уровне
мотивации и самооценке творческих и социальных компетенций.
4.
Коллективное обсуждение и самооценка — проведение итоговых
обсуждений и презентаций, в ходе которых участники анализируют свой опыт и
результаты.
3. Механизмы реализации программы:
•

3.1. Основные формы и методы работы.
Система разновозрастных объединений
Целью введения данной системы была апробация новой формы взаимодействия
разновозрастных детей в рамках временного коллектива и достижение планируемых
результатов. Летняя оздоровительная кампания 2024 года будет реализована через
систему разновозрастных отрядов, вот уже девятый год данная система демонстрирует
высокие показатели эффективности взаимодействия разновозрастных групп. В течение
всех смен 220 отдыхающих будут разделены на четыре объединения в количестве 64
человек в возрасте от 6 до 16 лет. Методика разновозрастных объединений была
позаимствована у известного всем отряда «Каравелла» под руководством Л.А.
Крапивиной.
В целом, педагогика имеет огромное количество примеров существования
разновозрастных объединений – далее РВО. Например, методику Штайнера
(Вальдорфская) нередко называют «педагогикой равных возможностей», ведь все дети
становятся равны и имеют одинаковые шансы, независимо от возраста. Все
существующие системы выделяют одни и те же преимущества разновозрастных
объединений. Это:
- более широкие возможности для овладения культурными ценностями,
- успешность освоения различных социальных ролей,
- преобразование имеющегося опыта старших и обогащение, развитие опыта
младших детей,
- социальную и социально-психологическую защиту в виде помощи старших
младшим при организации их жизнедеятельности, поддержки тех детей, которые не могут
реализовать себя по тем или иным причинам в группе сверстников,
- подготовку к социальной самозащите, предполагающей формирование навыков
принятия самостоятельных решений в сложных ситуациях, умения устанавливать
контакты с различными людьми в постоянно меняющихся условиях,
- преодоление психологической депривации,
- выработку стиля поведения, укрепление процессов преемственности, общения,
межвозрастного сотрудничества, совместного управления, которые обеспечивают
процессы развития каждой личности и всего разновозрастного коллектива в целом,
- обогащение внутреннего потенциала личности ребенка, через овладение
социальной ролью взрослого, получение опыта ответственности за другого человека,
7

приобретение навыков организаторской, трудовой, спортивно-оздоровительной,
интеллектуально-познавательной, игровой, правозащитной, управленческой и другой
деятельностью.
Проектная деятельность
Проектная деятельность в программе «Лесная премьера» выступает ключевой
формой организации обучения и творческого развития участников. Она предполагает
поэтапное освоение знаний и навыков через практическую реализацию конкретных
театральных и культурных задач в рамках коллективного творчества.
Каждое творческое содружество в рамках программы «Лесная премьера»
разрабатывает и реализует собственный театральный проект, который становится
центральным элементом итогового фестиваля. Проекты отражают уникальные подходы и
творческие идеи участников, объединяя изученный материал, театральные техники и
культурные сюжеты.
Примеры продуктов проектов:
•
Постановка по мотивам русской народной сказки с использованием
традиционного театра кукол;
•
Современная интерпретация сцены из классического произведения русской
литературы в формате драматического мини-спектакля;
•
Музыкально-театральное представление с элементами фольклора и
народных танцев;
•
Театрализованная инсценировка с использованием авторских костюмов и
декораций, созданных участниками;
•
Интерактивная постановка, вовлекающая зрителей в сюжет через
импровизационные игры и загадки.
Такие проекты позволяют каждому участнику проявить себя, развить творческие и
организационные способности, а также продемонстрировать результаты коллективной
работы на итоговом фестивале «Живая классика».
Хобби - центры
Одной из составных частей образовательно-оздоровительной программы «Лесная
премьера» станет реализация проекта «На шаг впереди». Его цель – расширение
возможностей дополнительного образования, подготовка ребят к активной, социальной и
творческой деятельности. В ходе всей летней кампании для детей работают несколько
пространств-площадок, способствующих самореализации и самовыражению. После
торжественного открытия проекта «На шаг впереди» каждый сможет выбрать наиболее
интересный для себя вид деятельности, объединиться с единомышленниками по
направлениям. В течение всей смены участники работают над проектом по своей
направленности. Финалом работы центров стала фестиваль-ярмарка «На шаг впереди»,
где все участники смогли представить результаты своей деятельности или какой - либо
продукт, создаваемый в течение смены.
Помимо профильных Хобби - центров, в лагере работают творческие объединения
дополнительного образования. Программа работы объединений в Учебно-тематическом
планировании выстраивается по тематике смен.
Дополнительные творческие объединения:
1.
«Текстильная кукла»;
2.
Театральное творческое объединение;
3.
«Волшебная глина».
Театральные мастер – классы
Проведение мастер – классов по тематикам:
Знакомство с основами актерского мастерства: развитие воображения и фантазии,
отработка техники речи и дикции, освоение различных способов выразительности: жесты,
мимика, движения, развитие концентрации и внимания.
8

Изучение театральных жанров: сказки, драмы, комедии, мюзиклы, постановка
сценических произведений.
Практические упражнения и игры: развитие пластики и координации, работа в
команде, преодоление страха сцены, умение импровизировать.
Создание костюмов и декораций: пробуждение дизайнерских способностей, работа
с материалами и инструментами.
Постановка спектаклей: обучение работе над ролью, подготовка к выступлению,
премьеры и показы .
Преимущества театральных мастер-классов для детей:
Развитие творческих способностей: воображение, фантазия, креативность
Самовыражение и коммуникативные навыки.
Повышение самооценки: уверенность в себе, преодоление страхов.
Развитие чувства собственного достоинства.
Обучение работе в команде: кооперация, взаимопонимание, умение сотрудничать
Развитие концентрации и внимания: улучшение памяти, восприятия и логического
мышления.
Самоуправление
На протяжении смены в лагере функционировал орган детского самоуправления –
так называемые ПРОдвижения. Цель которых - формирование социальной активности
подростков, направленной на позитивное изменение жизни подростковых и молодёжных
сообществ в Верхнесалдинском городском округе, развитие коммуникативной
компетентности, получение опыта организаторской и проектной деятельности через
участие в разнообразных социальных пробах. «ПРОдвижение» состоит из советов
различной направленности.
Лагерное самоуправление состоит из советов различной направленности.
Участниками общелагерного самоуправления являются дети- лидеры содружеств.
Существуют 4 центра и один совет, в соответствии со своими возможностями и навыками,
ребята выбирают направление, куда они пойдут. Функции совета и центров
Функционал Медиа центра:
•
Постановка редакционных задач по освещению деятельности детского
оздоровительного лагеря.
•
Обсуждение
журналистских
материалов
юных
корреспондентов.
Создание эскизов печатных изданий. Планирование и наполнение печатных изданий.
Оформление и дизайн материалов.
•
Разработка основных рубрик и тематики радиопередач. Разработка плана
эфиров. Организация вещания. Выстраивание обратной связи со слушателями.
•
Разработка содержания и формата видео контента. Создание видео
продукта. Видеомонтаж материалов. Публикация материалов.
•
Разработка основных рубрик и тематики медиа контента в социальных
сетях.
•
Разработка плана освещения контента в социальных сетях детского лагеря.
•
Создание контента и публикация материалов.
Функционал Event – центра:
•
Постановка задач по своему направлению.
•
Разработка культурно-массовых мероприятий для лагеря.
•
Написание сценариев для мероприятий.
•
Проведение акций, конкурсов и флешмобов и развлекательных шоу
•
Проведение мастер классов по театральному направлению.
•
Помощь в организация концертов и вечерних мероприятий.
•
Организация и проведение тематических зарядок, дискотек и дней.
•
Проведение кастинга и отбор детских номеров для вечерних мероприятий.
9

•
Создание проекта по своему направлению.
•
Обсуждение прошедших мероприятий и их анализ.
Функционал Центра Гостеприимства:
•
Постановка задач и планирование своей деятельности.
•
Организация акций, конкурсов, флешмобов направленных на формирование
бережного отношения к окружающему миру.
•
Создание печатных буклетов (как правильно мыть руки? Как правильно
заправлять кровать? Как сохранить своё здоровье?)
•
Планирование и разработка поощрений и штрафов для содружеств при
соблюдение или не соблюдении правил
•
Разработках радиоэфиров на разные темы.
•
Создание проекта на протяжении всей смены по своему направлению.
Формирование общелагерной сан-тройки.
•
Контроль чистоты в корпусах и комнатах, а также на территории лагеря.
Создание уютных и благоприятных условий в лагере.
•
Рефлексия прошедших мероприятий и их анализ.
Функционал Центра творчества:
•
Постановка творческих и креативных задач по освещению деятельности
детского оздоровительного лагеря.
•
Обсуждение творческих работ юных художников.
•
Организация конкурсов рисунков, афиш и плакатов, направленных на
художественно-эстетическое воспитание.
•
Освещение мероприятий в виде плаката.
•
Планирование деятельности каждого участника совета.
•
Разработка новых творческих рубрик в общелагерный стенд.
•
Организация выставок.
•
Создание проекта по своему направлению.
•
Организация художественного оформления концертов и мероприятий.
•
Контроль за обновлением отрядного уголка в содружествах.
•
Рефлексия прошедших мероприятий и их анализ.
Функционал Совета директоров:
•
Постановка цели и задач по своей деятельности.
•
Обсуждение и решение общелагерных проблем, возникших в процессе
жизнедеятельности ребят.
•
Разработка поощрений и штрафов для содружеств.
•
Принятие единых правил и законов для всего лагеря.
•
Контроль и организация работы советов лагеря.
•
Контроль за исполнением всех правил законов лагеря всеми содружествами.
Организация тематического дня в конце смены.
•
Создание и улучшение условий жизни ребят отдыхающих в детском лагере.
•
Планирование работы других советов.
•
Рефлексия прошедших мероприятий и анализ работы центров.
•
Формирование отчета о проделанной работе.
За каждым центром закреплён свой куратор, который и отслеживает своевременное
выполнение всех задач центра и также помогают детям в реализации их идей.
Педагогическое сопровождение
Педагогическое сопровождение, направленное на формирование временного
детского коллектива для формирования детского временного коллектива и эффективное
функционирование, реализовано через работу мастерских:
-«Лидер-мастерская».
10

-«Контакт-мастерская».
-«Band-мастерская».
-«Unit-мастерская».
- «Креатив-мастерская».
Содержание мастерских определяется периодом смены и состоит из упражнений с
элементами тренинга для каждого периода.
Использование элементов тренинговых технологий. В каждый период смены
тренинги подбираются в зависимости от задач, стоящих перед коллективом, и его
состоянием. Грамотный подбор тренингов позволяет сгладить проблемы адаптации детей
в новых условиях, построить правильную линию взаимоотношений в отряде.
Педагогическое сопровождение, направленное на формирование временного
детского коллектива будет реализовано через работу мастерских, которые соответствуют
стадиям развития временного детского коллектива по А.Н. Лутошкину:
-«Лидер-мастерская». Это начальная стадия развития временного детского
коллектива. Это период первоначального формирования отношений и перспектив
будущей смены. В этот период у детей доминирующая потребность - потребность в
адаптации к новым условиям, т.е. в информации о нормах, требованиях, перспективах
нового коллектива. Комплекс педагогического сопровождения будет выражено через
комплекс упражнений и тренингов, направленных на знакомство и выявление лидеров в
коллективе.
-«Контакт-мастерская». Это период укрепления организационной структуры
отряда как заданной среды обитания каждой личности. Наступает этот период сразу после
того, как сформирована официальная структура (отрядное самоуправление), каждый
выбрал для себя поручение ответственности и заботы, определены перспективы на смену,
выработаны в отряде законы жизни и отношений. Этот период должен стать
своеобразным фундаментом для развития отношений в коллективе. В данный период
будет предложен комплекс упражнений и тренингов, направленных на сплочение и
некоторые формы взаимодействия в еще несформировавшемся коллективе.
-«Band-мастерская». В ходе делового сотрудничества, непосредственного
взаимодействия, во время которого неизбежно происходит «притирка характеров»,
отчетливо проявляются не только достоинства, но и ошибки (недостатки) каждого из
ребят. А ещё, одни ребята удовлетворены перспективами, отношениями и своим местом в
этих отношениях, а другие нет. На фоне формально действующей официальной структуры
в отношениях вырастают скрытые внутренние конфликты, характеризирующиеся
отсутствием единства, пассивностью к деятельности и напряжением в межличностных
отношениях. Своё разрешение период скрытых внутренних конфликтов должен получить
в ходе делового сотрудничества, когда начинается организационно-коллективная
деятельность. Именно в этот промежуток времени эффективными станут упражнения на
активное групповое взаимодействие и снятие агрессии.
-«Unit-мастерская». Доминирующая потребность этого периода у детей преодолеть существующее в отряде разобщение. Соответственно и состояние можно
охарактеризовать как морально-волевое напряжение.
Временно актуальность
межличностного общения отступает на второй план, уступая место общению в
деятельности. Интенсивно действует официальная структура, на основе советов дела. В
неофициальной структуре намечается открытие общения замкнутых группировок для
«посторонних». На этом этапе будут предложены упражнения, направленные на активную
групповую работу, работу в различных смешанных группах.
- «Креатив-мастерская».
Успешная деятельность по объединению отряда
побуждает к дальнейшему творческому общению. Члены коллектива стремятся к
достижению успеха в совместной деятельности, имеющей общественный смысл, и в
которую вовлекаются все группы. Психологическое состояние коллектива
характеризируется радостью коллективного творчества.
11

Доминирующая потребность этого периода характеризуется желанием успеха в
творчестве, поиском своего места в общем творческом процессе. Положительный настрой
формирует радостное, творческое состояние у детей.
Содержание межличностного общения - обсуждение творческого процесса.
Лидерами этого общения становятся ребята, приносящие успех в творческих делах.
Система наставничества.
С первого дня за новичком (или несколькими новичками) закрепляется «учитель»,
на практике - это опытный вожатый. Изучение техник и методик работы с детьми,
конкурентных преимуществ конкретной детской программы, корпоративной культуры
детского лагеря – все идет непосредственно под руководством старшего товарища.
Наставничество выполняет следующие функции:
- эффективная и систематическая передача знаний, опыта наиболее успешных
вожатых новичкам;
- передача корпоративных ценностей лагеря, функция «общественной памяти»,
сохранения и накопления опыта вожатского опыта;
- обеспечение системности, целостности обучения, контроль за усвоением знаний;
- мотивирующая функция: для опытных вожатых – статус наставника, реализация
потребности в признании, уважении.
Данная система является многоуровневой, т.к. за опытным воспитателем также
закреплён свой наставник – это начальник лагеря. Данная система позволяет снизить
риски некомпетентности набираемых кадров, а также утечки данных кадров.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на
сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Условия отдыха детей и подростков вносят большой вклад в формирование их
здоровья. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и
санитарным состоянием лагеря.
Физическое воспитание в течение лета имеет специфические особенности,
обусловленные сравнительно коротким периодом пребыванием в лагере, разнообразием
контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и
физической подготовленности. Эти особенности учитываются при организации
физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. Физическое
воспитание направлено на решение следующих задач:
- укрепление здоровья, содействие физическому развитию и закаливанию детей;
- совершенствование у детей умений и навыков в естественных видах движений;
- привитие интереса и привычки к занятиям физической культуры и спорта.
Имеет следующие направления:
Отрядная спортивная работа (внутриотрядные соревнования)
Массовая спортивная работа (спортивные конкурсы, соревнования по различным
видам спорта, подвижные и спортивные игры, соревнования по многоборьям, турниры по
настольному теннису, бадминтону, спартакиады).
Учебно-тренировочные занятия секций, команд по разным видам спорта.
Агитационно-пропагандистская работа (о пользе систематических занятий
физическими упражнениями, о пользе гимнастики, о лучших спортсменах, об
Олимпийских играх, о спортивных событиях в лагере, стране и мире, о новых рекордах, о
видах спорта и т. д.)
Для стимулирования и поддержки спортивного воспитания в ОЛ ведется
рейтинговая система отслеживания как личных, так и командных достижении.
Ролевые игры
Технология проведения ролевых игр в «Лесной сказке» совершенствуется от года в
год. В программу 2025 года включен цикл ролевых игр, направленных на социализацию
12

подростка в детском коллективе: ролевая игра-путеводитель «Экватор» - знакомство с
новыми социальным ролями, ролевая игра «Тайны театра» - формирование знаний в
рамках легенды смены, ролевая игра «4 стихии», «Род и племя», - направленны на
сплочение разновозрастных коллективов.
3.2. Описание этапности и логики достижения поставленной цели
Программа «Лесная премьера» реализуется поэтапно, что обеспечивает
последовательное и целенаправленное достижение поставленной цели — формирование
творческой и социально ответственной личности ребёнка через театральное искусство и
знакомство с русской культурой.
Этап 1 — Знакомство и погружение: участники осваивают базовые знания по
театру, изучают русскую литературу и фольклор, формируют первые навыки актёрского
мастерства и сценической речи.
Этап 2 — Формирование творческих групп и разработка проектов: дети
объединяются в творческие содружества, выбирают темы, исследуют материалы, создают
сценарии и начинают подготовку постановок.
Этап 3 — Репетиции и творческая реализация: происходит практика актёрского
мастерства, создание декораций и костюмов, отработка сценических элементов и
совместная работа над проектами.
Этап 4 — Итоговый фестиваль «Живая классика»: презентация театральных
проектов перед аудиторией, обмен опытом, рефлексия и подведение итогов.
Такое поэтапное построение обеспечивает системное освоение знаний и развитие
навыков, способствует социальной адаптации и личностному росту участников, а также
закрепляет ценности и культурное наследие.
3.3. Модель игрового взаимодействия
Игровое взаимодействие в рамках программы строится на принципах активного
участия, совместного творчества и ролевого погружения, что способствует развитию
коммуникативных и творческих навыков у участников.
Ключевые компоненты модели:
1.
Ролевое вовлечение — каждый ребёнок получает определённую роль (актёр,
режиссёр, художник по костюмам, кукловод и др.), что способствует осмысленному
участию и ответственности за общий результат.
2.
Коллективное творческое решение — участники совместно принимают
решения по сюжету, постановке и оформлению спектакля, развивая навыки
сотрудничества и переговоров.
3.
Импровизация и свободное выражение — игровые ситуации включают
элементы импровизации, позволяя проявлять индивидуальность и гибко реагировать на
изменения.
4.
Игровые упражнения и тренинги — регулярное использование театральных
игр, упражнений на раскрытие эмоций, развитие речи и внимания помогает создавать
доверительную атмосферу и способствует психологической разгрузке.
5.
Обратная связь и рефлексия — после игровых сессий проводится
обсуждение, где участники делятся впечатлениями, анализируют свои действия и
взаимодействия, что способствует осознанию опыта и личностному росту.
Роли в содружестве (группе 6–8 человек)
•
Режиссёр — организует работу группы, распределяет задачи, следит за
сроками.
•
Сценарист — адаптирует литературный материал и пишет текст спектакля.
•
Актёры— исполняют роли в постановке, работают над мимикой, речью и
движениями.
•
Кукловод(ы) — создают и управляют куклами, если проект включает театр
кукол.
13

Художник по декорациям и костюмам — разрабатывает визуальное
оформление спектакля.
•
Звукорежиссёр/Музыкальный оформитель — подбирает музыку, звуковые
эффекты и сопровождает постановку.
Этапы игры
1.
Формирование содружества и выбор темы (1–2 дня). Каждая команда
знакомится, распределяет роли, выбирает литературный материал (сказка, эпизод из
классики, фольклор).
2.
Исследование и сценарная работа (5 дней). Группа изучает материал,
разрабатывает сценарий и концепцию постановки.
3.
Создание реквизита и костюмов, репетиции (12 дней). Изготовление кукол,
декораций, костюмов и отработка ролей.
4.
Промежуточная презентация и обратная связь (1 день). Краткая
демонстрация для других групп и педагогов, получение рекомендаций.
5.
Финальная подготовка и репетиции (1–2 дня). Корректировка проекта с
учётом замечаний, репетиции.
6.
Итоговый фестиваль «Живая классика». Публичное выступление каждой
команды и коллективное обсуждение результатов.
Эта игровая модель стимулирует участие, ответственность и творческий рост
каждого ребёнка, а также способствует укреплению командного духа и успешной
реализации целей смены.
Традиции ЗОЛ «Лесная сказка»
- Утренняя песенная, костюмированная зарядка.
- Ежедневный вечерний общий сбор отряда в форме «огонька» со всей присущей
ему атрибутикой: свечкой, рефлексией.
- Утренняя заря – общелагерный сбор для объявления заданий для содружеств,
дальнейших мероприятий и событий на смене.
- Вечерняя заря (раз в 3 дня), на которой избираются самые активные участники
содружества и лагеря.
- Творческий вечер «Спевка» в конце смены – сбор всего лагеря для творческого
песенного вечера у костра.
- Вечерние сборы на «Поляне мудрости» для рассказывания легенд и мифов.
Также на протяжении смены содружества готовили проект – театральную
постановку по заданной теме, которую представили на финальном фестивале «Лесная
премьера», для реализации проекта в каждом содружестве должны быть распределены
роли: постановщик, актёры, сценаристы, гримёры, декораторы и т.д.
3.4. Система мотивации и стимулирования участников программы
Система мотивации сочетает внешние и внутренние стимулы, направленные на
поддержку творческой активности, ответственности и командного взаимодействия.
Внешние стимулы:
•
Творческие сертификаты и дипломы — участники получают
персональные сертификаты с титулами (например, «Лучший сценарист», «Мастер
кукольного театра», «Лучший актёр»), а команды — грамоты за общие достижения
(лучший спектакль, оригинальная постановка, командный дух).
•
Привилегии для команд — пропуск утренней зарядки, дополнительное
время для репетиций и мастер-классов, выбор ролей или музыкального сопровождения
для следующего проекта.
•
Участие в специальных мероприятиях — приглашение на закрытые
творческие вечера или дополнительные мастер-классы по театру и кукольному искусству.
•

14

Внутренние стимулы:
•
Эмоциональное вовлечение — участие в игровых упражнениях и
творческих заданиях формирует чувство причастности и удовлетворение от совместного
творчества.
•
Признание в коллективе — позитивная обратная связь от педагогов и
сверстников укрепляет уверенность и повышает мотивацию к дальнейшему развитию.
•
Отслеживание прогресса — регулярные этапы с промежуточными
результатами позволяют видеть рост и улучшения, стимулируя стремление к
совершенству.
Принципы системы:
•
Индивидуальный и командный подход — учитываются личные достижения
и коллективные успехи.
•
Прозрачность и справедливость — награды и привилегии напрямую связаны
с конкретными результатами и активностью.
•
Разнообразие стимулов — мотивация происходит не только через призы, но
и через творческие возможности и признание.
Эта система способствует формированию позитивной творческой среды, развитию
личностных и командных качеств, и стимулирует раскрытие потенциала каждого
участника лагеря.
Система стимулирования воспитателей и вожатых.
Система стимулирования вожатых и воспитателей в виде игры может быть
разработана с использованием различных элементов игровой механики.
1. Уровни и достижения: Вожатые и воспитатели продвигаются через уровни,
получая очки опыта и различные награды за достижения. Например, они могут получать
новые навыки или преимущества на каждом новом уровне.
2. Миссии и задания: Вожатые и воспитатели выполняют разнообразные миссии и
задания. Например, они могут быть вызовами, связанными с поддержанием порядка и
безопасности, организацией развлекательных мероприятий или разработкой планов
занятий.
3. Соревнования и турниры: В систему стимулирования включены различные
формы соревнований и турниров. Например, было организовано соревнование по
разработке наиболее креативного или эффективного плана занятий.
4. Бейджи и награды: Вожатые и воспитатели в течении смены зарабатывали
бейджи и награды за выполнение определенных задач или достижений. Например, они
могли получить бейдж за освоение новых педагогических методик или награду за лучший
отзыв родителей.
5. Лидерские доски и рейтинги: Были созданы лидерские онлайн-доски с
рейтингом, где вожатые и воспитатели соревновались за лучшие результаты в различных
областях. Например, они боролись за первое место в рейтинге по качеству проведенных
занятий или по эффективности работы с детьми.
Введение системы стимулирования вожатых и воспитателей в виде игры помогает
повысить их мотивацию, интерес и энтузиазм в работе с детьми. Кроме того, это также
способствует развитию и повышению профессиональных навыков и знаний вожатых и
воспитателей.
3.5. Принципы, методы и формы работы
Принципы работы:
•
Личностно-ориентированный
подход
—
учет
индивидуальных
особенностей, интересов и способностей каждого ребёнка.
•
Творческая активность и инициативность — создание условий для
самовыражения и реализации творческого потенциала.
•
Коллективизм и сотрудничество — развитие навыков командной работы,
взаимопомощи и общения.
15

Связь с русской культурой и традициями — погружение в национальное
художественное наследие через театр и литературу.
•
Интеграция обучения и игры — использование игровых технологий для
повышения мотивации и эффективности усвоения знаний.
Методы работы:
•
Практические занятия и мастер-классы — обучение театральным техникам,
работе с куклами, сценической речи и движению.
•
Театрализованные игры и ролевые упражнения — формирование навыков
актерского мастерства и командного взаимодействия.
•
Проектная деятельность — создание совместных постановок и творческих
продуктов.
•
Обсуждения и рефлексия — анализ результатов, обмен впечатлениями и
получение обратной связи.
•
Использование фольклорных материалов — изучение русских сказок, былин
и народных традиций через драматизацию.
Формы работы:
•
Групповые творческие мастерские — формирование малых групп для
работы над отдельными элементами спектакля (сценарий, куклы, декорации).
•
Проектные команды (содружества) — коллективное создание театральных
постановок, объединяющее различные виды деятельности.
•
Интерактивные тренинги и игры — развитие коммуникации, эмпатии и
творческого мышления.
•
Итоговый фестиваль-представление — демонстрация результатов работы
участников перед сверстниками и педагогами.
•
Индивидуальные консультации и поддержка педагогов — помощь в
раскрытии талантов и решении творческих задач.
Такой подход обеспечивает всестороннее развитие детей, стимулирует их интерес к
русской культуре и театральному искусству, а также формирует важные личностные и
социальные компетенции.
4.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что подготовка к летнему оздоровительному сезону
лета 2025 года идет в январе – мае 2025 г. и включает в себя: разработку программнометодического обеспечения; подбор, конкурсный отбор и обучение программного
педагогического персонала; участие педагогических и иных кадров «ДЮЦ» в работе
региональных и федеральных мероприятий (курсов, семинаров, научно-практических
конференций, конкурсов и др.), направленных на подготовку к летнему оздоровительному
сезону 2025 года в Свердловской области; прохождение профилактического
медицинского осмотра педагогических кадров; оформление документации (личных дел,
приказов, договоров и др.); предпрограммную диагностику интересов и ожиданий детей и
подростков, их родителей, а также педагогов.
Организационный этап
Этот этап осуществляется непосредственно в рамках летней смены. Основной
деятельностью является: встреча детей и комплектование групп по месту проживания
(содружеств), их знакомство и сплочение; создание условий для осознанного принятия
детьми правил, норм, требований жизнедеятельности в лагере, знакомство детей и
подростков с правилами жизнедеятельности отряда и лагеря; разработка и оформление
документации лагеря (организационные и программно-методические документы);
проведение диагностики по выявлению интересов, ожиданий детей, их организационного,
лидерского и творческого потенциала; формирование органов самоуправления (дети и
педагоги) и начало их деятельности; запуск игровой модели – тематической
социокультурной сюжетно-ролевой игры-путешествия.
•

16

Основной этап. 1 этап (учебно-демонстрационный)
Он включает реализацию следующих основных положений программы: реализация
основной идеи и принципов игровой модели, разворачивание деятельности воркшопов
развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей,
реализацию обучающих и развивающих творческих программ и проектов; включение
детей в различные виды индивидуальной, групповой, коллективной творческой
деятельности, овладение ребенком знаниями и умениями, навыками самоопределения в
выборе видов деятельности, роли и позиции в детском объединении, отвечающем
ожиданиям, интересам и потребностям ребенка в саморазвитии; создание условий для
проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого и духовнонравственного потенциала; создание условий для деятельности органов детского
соуправления; корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения,
отношений и деятельности.
Основной этап. 2 этап (демонстрационно - закрепляющий)
Состоит из таких моментов: организация разнообразной творческой деятельности
при активном участии детей в ее разработке и проведении; создание условий для
демонстрации самодеятельности и самостоятельности участников программы в органах
детского самоуправления; показ достижений детей через разные формы: игровые
программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, трудовые акции и др.; показ
знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных и иных детских творческих
объединений; корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий;
анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на мотивацию успешности
участников программы в разных видах деятельности.
Заключительный этап
Основной идеей данного этапа является подведение итогов работы по программе, а
именно: групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений в
рамках программы «Лесная премьера», организация акций, снимающих психологическое
состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом; проведение итоговой
диагностики участников программы; оценка и самооценка участниками смены личностнозначимых результатов, полученных в результате участия в реализации программы;
создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее
активных ее участников; стимулирование положительных мнений участников смены как
фактора реадаптации детей к возвращению домой.
Постлагерный период (этап последействия)
Это: рефлексия; самоопределение ребенка и его выводы по поводу того,
оправдались ли его ожидания от смены; формирование решения у ребенка о поездке (или
отказе) в лагерь еще раз; всесторонний и глубокий анализ деятельности смены
(положительных и отрицательных моментов), проведенной работы, обобщение
достигнутых результатов; продвижение творческих работ участников программы для
участия в федеральных, республиканских и др. творческих конкурсах и др.; участие
педагогов в итоговых научно-практических конференциях, семинарах и др. по
подведению итогов лета 2023 года; публикация аналитических методических материалов
по итогам реализации программы в научно-методических изданиях и др.; взаимодействие
участников программы в социальных сетях.
5. Содержание программы
Программа организована в виде семи тематических модулей. Модули реализуются
через творческие, исследовательские и игровые формы, способствующие глубокому
погружению участников в тему.
Модуль 1. Слово живое: русская литература на сцене
Описание: Погружение в богатство русской классической и народной литературы
через чтение, анализ и драматизацию. Участники знакомятся с произведениями русских
сказочников, писателей и поэтов, учатся передавать глубину и образность текста на сцене.
17

Основные мероприятия:
•
Знакомство с избранными сказками, былинами и фрагментами классической
литературы.
•
Чтение и обсуждение текстов в группах.
•
Театрализованное чтение и инсценировка отрывков.
•
Работа с выразительностью речи: интонация, пауза, темп.
•
Упражнения на развитие дикции и сценического звучания.
Модуль 2. Театр как искусство
Описание: Изучение основных компонентов театрального искусства: актерская
игра, сценическое движение, работа с голосом и эмоциями. Формирование базовых
навыков актёрского мастерства и понимание сценической выразительности.
Основные мероприятия:
•
Игры и упражнения на развитие пластики и мимики.
•
Тренинги по сценической речи и дыханию.
•
Работа с эмоциональным состоянием и импровизация.
•
Постановка коротких этюдов и сцен.
•
Анализ театральных образов и ролей.
Модуль 3. Театр кукол: оживляя образ
Описание: Освоение основ кукольного театра — создание, управление и
озвучивание кукол. Познание выразительных возможностей различных видов кукол и
формирование навыков их воплощения на сцене.
Основные мероприятия:
•
Изготовление простых кукол (перчаточные, теневые, пальчиковые).
•
Тренировки по управлению куклой и согласованию движений с голосом.
•
Импровизации с кукольными персонажами.
•
Работа над мини-спектаклями с использованием кукол.
•
Изучение традиций русского кукольного театра.
Модуль 4. Кулисы и кисти
Описание: Развитие навыков сценического оформления — создание декораций,
костюмов, реквизита и элементов сценического дизайна с использованием декоративноприкладного искусства, традиционных техник и современных материалов.
Основные мероприятия:
•
Мастер-классы по изготовлению театральных декораций и реквизита.
•
Создание костюмов и масок, вдохновленных русскими народными
образами.
•
Работа с текстурами, цветом и композицией.
•
Разработка светового оформления и звукового сопровождения.
•
Подготовка элементов оформления к итоговому спектаклю.
Модуль 5. Мы – режиссёры: театр как проект
Описание: Организация и управление театральным проектом — от идеи до
постановки. Участники учатся планировать работу, распределять роли, координировать
творческий процесс и представлять готовый спектакль публике.
Основные мероприятия:
•
Формирование творческих команд и распределение ролей.
•
Разработка концепции и сценария спектакля.
•
Репетиционный процесс: постановка сцен, отработка деталей.
•
Подготовка и проведение итогового фестиваля.
•
Обсуждение результатов, обмен опытом и обратная связь.
6. Необходимые условия реализации программы
6.1. Финансовое обеспечение программы
18

Финансирование лагеря обеспечивается за счёт трёх источников: бюджет
Верхнесалдинского городского округа, субсидии из областного бюджета и родительская
плата.
6.2. Материально – техническое обеспечение программы
Материально-техническая база достаточна для полноценной реализации летнего
отдыха: удобное расположение корпусов, спортивные площадки, спортивный инвентарь и
тренажёры, музыкальное и световое оборудование, игры, библиотека, театральный
реквизит.
Для реализации программы «Лесная премьера» необходимо наличие следующей
материально-технической базы, обеспечивающей комфортные условия для проведения
занятий, мастерских и театральных мероприятий:
1. Помещения
•
Актовый зал с оборудованной сценой (свет, звук, занавес, пространство для
размещения декораций).
•
Просторные комнаты или залы для проведения мастер-классов, репетиций и
работы в творческих содружествах.
•
Костюмерная и реквизиторская комната (или выделенное пространство для
хранения готовых изделий, костюмов и кукол).
•
Художественные мастерские и кабинеты декоративно-прикладного
творчества.
2. Оборудование и техника
•
Сценическое и музыкальное оборудование (микрофоны, колонки,
музыкальный центр, проектор).
•
Осветительное оборудование (прожекторы, настольные светильники для
театра теней).
•
Зеркала (для репетиций пластики и сценического движения).
•
Фото- и видеокамера (для фиксации результатов, подготовки
мультимедийных материалов).
3. Учебно-методические материалы
•
Печатные и электронные сборники русских сказок, литературных
произведений, театральных этюдов.
•
Методические пособия по актёрскому мастерству, режиссуре, сценической
речи, работе с куклами.
•
Материалы для сценарного планирования и проектной деятельности.
4. Художественные и декоративные материалы
•
Бумага, картон, ткани, фетр, пенопласт, дерево, проволока, пластик, клеевые
пистолеты.
•
Краски, кисти, фломастеры, маркеры, акрилы.
•
Игольницы, нитки, пуговицы, декоративные элементы, ленты, тесьма,
стразы.
•
Материалы для изготовления кукол (шарниры, палочки, шаблоны, перчатки,
поролон, нитки и пр.).
5. Кукольный инвентарь
•
Наборы для изготовления и хранения театральных кукол разных видов
(пальчиковые, перчаточные, тростевые, теневые).
•
Театральные ширмы и конструкции для показа кукольных спектаклей.
6. Костюмы и реквизит
•
Базовый набор костюмов для разных ролей (платки, шали, сарафаны,
камзолы, накидки и т.д.).
•
Маски, головные уборы, грим.
•
Реквизит: бутафорское оружие, книги, предметы быта, посуда, сундуки и др.
19

7. Средства визуализации и презентации
•
Флипчарты, доски, магнитные планшеты.
•
Компьютер,
проектор,
экран,
аудиоколонки
для
музыкального
сопровождения спектаклей и мастер-классов.
Обеспечение программного модуля всем необходимым оборудованием позволяет
реализовать замысел театральной смены, повысить качество обучения, создать
продуктивную и безопасную среду для детей.
6.3. Информационно – правовые
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
1.
Концепция Развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р);
2.
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года» (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва);
4.
Постановление Правительства Свердловской области № 900-ПП от
7.12.2007 «ОБ утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до
2025 года».
5.
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2014 № 09-613 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию
образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и
оздоровление детей»)
6.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
«Методические рекомендации по обеспечению организации отдыха и оздоровления
детей» от 25.11. 2019 года № Пз-1303/06;
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
8.
Постановление Правительства Свердловской области от 03.08.2017 №558ПП «О мерах по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в
Свердловской области» (в редакции 30.12.2020 г.)
9.
Закон Свердловской области от 15.06.2011г. №38-ОЗ «Об организации и
обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области» (в редакции
29.07.2021 г. № 81-ОЗ);
10.
Постановление Правительства от 19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении
государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и
реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года» (в редакции от
17.02.2022 № 112-ПП);
11.
Методические рекомендации по примерному содержанию и разработке
оздоровительно-образовательных программ организаций отдыха и оздоровления
Свердловской области 2018 г. (Региональный Центр координации деятельности по
организации отдыха и оздоровления детей Свердловской области);
Документы, регламентирующие работу лагеря:
Устав
Муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Детско-юношеский центр» от 07.09.2015 № 235.
- Положение о структурном подразделении "Оздоровительный лагерь "Лесная
сказка",
- Положение о загородном оздоровительном лагере «Лесная сказка»
- Договор с родителями,
20

- Положение об оплате труда работников загородного оздоровительного лагеря
"Лесная сказка",
- Должностные инструкции работников лагеря,
- Пакет инструкций по охране труда, иные локальные акты.
Информационно-методическое сопровождение:
Программы и сценарии мероприятий смены разрабатываются в соответствии с
возрастными, психологическими и педагогическими особенностями участников.
Используются электронные и печатные ресурсы, включая мультимедийные презентации,
виртуальные экскурсии, справочные материалы, фильмы и архивные документы,
рассказывающие о культуре, истории и традициях России и Урала. Все материалы
проходят предварительную проверку на соответствие возрасту и нормативным
требованиям (отсутствие вредоносного контента, соблюдение этических норм).
Безопасность и защита персональных данных:
В лагере соблюдаются требования Федерального закона № 152-ФЗ «О
персональных данных». Ведётся инструктаж по технике безопасности, противопожарной
и санитарной безопасности. Участники и персонал проходят обязательное ознакомление с
правилами поведения, режима, а также с «Законами лагеря», утверждёнными на первом
этапе смены.
6.3 Кадровое обеспечение программы:
Важной составляющей частью программы является тщательный подбор
педагогического и иного персонала. Ведется подбор и отбор высококвалифицированных
специалистов в сфере организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей.
Руководители групп по месту проживания (отрядов), воспитатели – это опытные педагоги,
неординарные, творческие личности. Вожатые – студенты ведущих вузов Свердловской
области, креативные, обладающие хорошими коммуникативными и организаторскими
навыками.
Штатное расписание лагеря:
-начальник лагеря - 1ст.;
-методист - 1,5 ст.;
-педагог ДО - 3 ст.;
-концертмейстер - 1 ст.;
-инструктор по физической культуре - 1 ст.;
-педагог-организатор - 2 ст.;
-воспитатели - 14 ст.;
-вожатые - 7 ст.;
-обслуживающий персонал-24 ст.
Также выпускники лагеря возвращаются и работают вожатыми и воспитателями.
Дополнительное образование реализуют педагоги «Детско-юношеский центр».
Полноправные члены коллектива - помощники вожатых, которые обучаются в течение
учебного года в "ДЮЦ" по дополнительной образовательной программе «Вожатый.RU».
6.5. Методическое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы – это целенаправленный процесс и
результат оснащения педагогов, воспитателей и вожатых методическими средствами и
рекомендациями, которые способствуют эффективной работе в лагере. «ДЮЦ»
осуществляется методическую подготовку педагогических кадров через:
1)
Проведение серии обучающих семинаров и педагогических советов для
сотрудников,
2)
Дистанционное повышение квалификации сотрудников лагеря,
Организация курсов повышения квалификации специалистами «Детско юношеского центра» по теме: «Проектирование воспитательной деятельности в
организации отдыха и оздоровления детей».
21

Раздел
Форма организации и
проведения программы

Содержание
Формы организации проведения мероприятий: отрядные, групповые,
коллективные, творческие содружества. Формы проведения:
театральные мастерские, творческие лаборатории, тренинги,
репетиции, спектакли, кукольные постановки, художественные
мастер-классы, фестивали, ролевые игры, проектная деятельность,
театральные капустники.
Методы и приёмы
Словесные: рассказ, объяснение, выразительное чтение, литературная
беседа, анализ художественного текста. Наглядные: просмотр и
обсуждение театральных постановок, демонстрация театральных
приёмов, образцов кукол, видеоматериалов. Практические:
театральные тренинги, этюды, импровизации, режиссёрские пробы,
постановочная работа, проектирование спектакля.
Средства обучения
Костюмы, реквизит, театральные куклы, ширмы, материалы для
изготовления декораций, грим, зеркала, аудио- и видеотехника,
сценарии, сборники сказок, произведения русской литературы,
театральные подиумы, световое и звуковое оборудование,
методические материалы.
Психолого-педагогическое Игры на командообразование и развитие доверия, упражнения на
сопровождение
раскрепощение и уверенность, театральные тренинги, рефлексивные
круги, индивидуальные и групповые обсуждения. Поддержка
раскрытия творческих способностей и эмоциональной
выразительности ребёнка.
Критерии эффективности
– Повышение интереса к русской литературе, театру и культуре;
реализации программы
– Владение базовыми театральными навыками;
– Развитие речи, уверенности, креативного мышления;
– Сплочение коллектива и развитие коммуникативных компетенций;
– Создание собственного театрального продукта.
Вид и форма контроля,
Наблюдение, экспертная оценка педагогов, самооценка, защита
форма предъявления
театрального проекта, участие в итоговом фестивале, показ спектакля,
результата
выставка сценографических и художественных работ,
видеопрезентация процесса и результата.
Учебно-методические
1. Голубев В.А. Основы театрального искусства. – М.: Просвещение,
пособия
2020.
2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – М., 2021.
3. Зиновьева Л.Г. Театр кукол в детском творчестве. – СПб., 2019.
4. Методические рекомендации по организации программ театральной
направленности / Минпросвещения РФ. – М., 2023
7. Партнёры программы и сетевое взаимодействие
Профилактика безопасного поведения
Для реализации профилактических программ использовалась сетевая форма
взаимодействия с субъектами профилактики ВСГО: ТКДН и ЗП, ОГИБДД ММО МВД
России, ВДПО, Верхнесалдинская районная избирательная комиссия.
В рамках общей программы запланирована реализация программы профилактики
«Маленькие дети и с большими возможностями», которая включает в себя следующие
направления (Приложение):
- профилактика противоправного поведения детей, жестокого обращения с детьми
(социальные партнёры: ТКДН и ЗП);
- профилактика экстремизма, терроризма и воспитание толерантности (социальные
партнёры: Комитет по делам молодёжи Администрации ВСГО);

22

- профилактика детского травматизма и безопасности жизнедеятельности, правил
поведения детей в быту, при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях
(социальные партнёры: ГИБДД, Госпожнадзор);
- формирования навыков ЗОЖ.
Для проведения театральных мастер – классов на смену был приглашён
консультант – руководитель театральной студии «Шалунишки», создатель театральной
мастерской «Папа Карло» - Сулима Петр Альбертович.
Педагоги Центра детского творчества г. Верхняя Салда- проведение авторских
мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству, сценографии, созданию кукол.
Верхнесалдинский краеведческий музей – проведение виртуальных экскурсий по
истории города и культурным традициям Урала, предоставление экспозиционных
материалов для создания декораций и костюмов, участие в этнографических мастерклассах, консультации по теме народных сказок и образов.
8. Оценка результативности и качества программы
Оценка результативности программы «Лесная премьера» осуществляется по
следующим направлениям:
1. Уровень достижения образовательных, воспитательных и развивающих задач,
выражающийся в:
•
освоении детьми базовых знаний о театре, сценической культуре, кукольном
и драматическом искусстве;
•
повышении интереса к русской литературе и народному творчеству;
•
формировании умений работать в коллективе, реализовывать собственный
творческий замысел, участвовать в проектной деятельности.
2. Анализ итоговых продуктов деятельности содружеств:
•
качество и оригинальность театральных постановок, созданных в рамках
проектной работы;
•
оформление декораций, кукол, костюмов;
•
презентации проектов на итоговом фестивале.
3. Методы оценки:
•
наблюдение за деятельностью участников (в том числе с использованием
карт наблюдения);
•
самооценка и взаимооценка (анкетирование, «рефлексивные круги»);
•
экспертная оценка итоговых выступлений педагогами и приглашёнными
специалистами;
•
анализ обратной связи от детей, вожатых, родителей, партнёров;
•
фото- и видеофиксация результатов, формирование итогового видеоролика
смены.
4. Критерии качества реализации программы:
•
включённость каждого участника в активную творческую деятельность;
•
уровень сформированности ключевых компетенций: коммуникативных,
креативных, проектных;
•
эмоциональный отклик и удовлетворённость участников сменой.
Итогом оценки является обобщённый аналитический отчёт по результатам смены с
рекомендациями по её доработке и масштабированию.
9. Возможные риски и способы их преодоления
Возможные риски
Описание риска
Способы преодоления и
профилактики
Низкая мотивация
Участники могут не проявить интереса к
- Использование игровых форм
участников
темам культурного наследия, истории,
подачи материала (ролевые,
традиций.
квесты, интерактивы);
- Вовлечение в творческую и
проектную деятельность;
23

Разновозрастная
группа (6,5–17 лет)

Разный уровень восприятия информации,
интересов и возможностей участия.

Недостаточная
вовлечённость
вожатых и педагогов

Возможна формальная реализация
программы без эмоциональной
включенности.

Недостаточная
материальнотехническая база

Возможна нехватка оборудования для
мастер-классов, презентаций и др.

24

- Применение мотивационной
системы (жетоны, звания,
благодарности).
- Дифференциация заданий по
возрастам;
- Создание микрогрупп и
содружеств с учётом возрастных
особенностей;
- Привлечение старших
участников как помощников и
наставников.
- Предварительная подготовка
кадров (школа вожатых,
методсоветы);
- Вовлечение педагогов в
создание сценариев,
мероприятий;
- Ежедневная обратная связь и
сопровождение от методиста.
- Привлечение ресурсов
партнеров (музеев, учреждений
ДО);

10. Список литературы
10.1. Нормативно – правовые документы и материалы, на основе которых
разрабатывалась программа:
1.
Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об основных гарантиях, прав ребёнка в Российской Федерации».
2.
Федеральный закон от 16.10.2019 № 336-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования
государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей»
3.
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4.
Письмо Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 г. № 18-2/10/1-7164 «О
Типовом Положении о детском оздоровительном лагере».
5.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
(Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 года № 33660).
6.
Приложение к Письму Департамента молодёжной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования».
7.
Устав образовательной организации.
8.
Положение об организации отдыха детей и их оздоровлении.
10.2. Литература, используемая для разработки программы:
1.
Методические рекомендации по организации смен культурно-исторической
направленности / Министерство просвещения РФ. – М., 2023.
2.
Перечень памятных дат и государственных праздников для ознакомления и
использования в работе.
3.
Федеральный проект «Культурная среда» национального проекта
«Культура». — URL: https://culture.gov.ru (дата обращения: 14.05.2025).
4.
Приказ Минпросвещения России №209 от 17 марта 2025 г. "Об утверждении
Федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их
оздоровления и календарного плана воспитательной работы"
10.3. Литература, рекомендованная для подготовки педагогов к смене:
1.
Козлова С.А. Организация воспитательной работы в детском
оздоровительном лагере. — М.: ВЛАДОС, 2020.
2.
Копцева Н.П. Народная культура как средство воспитания детей и
подростков. — Красноярск: СФУ, 2021.
3.
Крапивина Л.А. Воспитательная система разновозрастного объединения как
средство социального развития личности подростков: на материале отряда «Каравелла» и
движения разновозрастных объединений России: автореф. дисс. … канд. пед. наук: [текст:
электронный].
URL:
https://www.dissercat.com/content/vospitatelnaya-sistemaraznovozrastnogoobedineniya-kak-sredstvo-sotsialnogo-razvitiya-lichn
10.4. Литература, учебные материалы для детей – участников смены:
1.
Аникин В.П. Русские народные сказки, былины, предания. — М.: Эксмо,
2019.
2.
Аничков Е.В. Детская литература: народные сказания. – М.: Просвещение,
2015.
3.
Иллюстрированные издания русской классической и детской литературы
(А.С. Пушкин, С.Т. Аксаков, В. Даль и др.) – как основа для сценических этюдов.
4.
Сценарные сборники и пьесы для детей – адаптированные тексты для
театральной постановки.

25

5 июля

6 июля

Заезд

Принятие законов
«Едины для всех»

Знакомства
театральных
трупп
(Модуль Психолого –
педагогическое
сопровождение)

Концертзнакомство
«Мы вас ждали!»
Первые огоньки
«В кругу друзей»

Презентация идеи
смены
Квест-игра
«Идентификацияперезагрузка!»
(Модуль Психолого –
педагогическое
сопровождение)

Интерактивная игра
«Угадай кто?»

Летняя оздоровительная кампания 2025
3 смена «Лесная премьера»
7 июля
8 июля
9 июля
Слово живое:
Слово живое:
«Хобби – центры»
русская
русская
(Модуль Кружки и
литература на
литература на
секции)
сцене
сцене
Торжественная
церемония
открытия смены
«Да, здравствует
премьера!»
Сбор
самоуправления
(Модуль Детское
самоуправление)

Мастер-классы
«Основы
актёрского
мастерства»
Кинопоказ
«Семейный очаг»
(Модуль Психолого –
педагогическое
сопровождение)

«Хобби – центры»
(Модуль Кружки и
секции)

Виртуальная
экскурсия
«Могучий
русский»
(Модуль Культура
России)

Отрядная проектная
деятельность
«Постановка»

(Модуль
Профориентация)

11 июля
Слово живое:
русская
литература на
сцене

Мастер-классы
«Ораторское
искусство»

«Хобби –
центры»

Квест по сюжетам
русской
литературы —
«Собери сказку»
(Модуль Культура
России)

Концертная
программа
«Вся жизнь
театр»
(Модуль Культура
России)

Отрядная
проектная
деятельность
«Постановка»

(Модуль Проектная
деятельность)

(Модуль Проектная
деятельность)

Сбор
самоуправления

Сбор
самоуправления

(Модуль Детское
самоуправление)

26

10 июля
Слово живое:
русская
литература на
сцене

(Модуль Детское
самоуправление)

Разработка единых
правил проживания
в лагере
«Едины для всех»

«Лидер мастерская»
12 июля
Театр как
искусство
«Мастер-классы
«Не верю!»
Медиа-кросс
«Балаган»
(Модуль цифровая и
медиа- среда)

Отрядная
проектная
деятельность
«Постановка»
(Модуль Проектная
деятельность)

«Лидер мастерская»
13 июля
Театр как
искусство
«Хобби – центры»

Дни единых
действий
«День семьи
любви и
верности»
Хэппенинг
«Любим. Ценим.
Бережём»
«Лидер мастерская»
14 июля
Театр как
искусство

«Лидер мастерская»
15 июля
Театр кукол:
оживляя образ

(Модуль Кружки и
секции)

Мастер – класс
«Актёрское
мастерство»

Игра-вертушка
«Профессии
театра»

Квартирник
«Был месяц май»

Квест – бродилка
«Тайны старого
сундука»

(Модуль
Профориентация)

Отрядная проектная
деятельность
«Постановка»

(Модуль спортивно –
оздоровительная
работа)

(Модуль Проектная
деятельность)

Ролевая игра
«Живые статуи»

Сбор
самоуправления
(Модуль Детское
самоуправление)

«Хобби –
центры»
(Модуль Кружки и
секции)

Сбор
самоуправления
(Модуль Детское
самоуправление)

27

Игра по станциям
«ПРОФИлактик
а»
(профилактика
деструктивного
поведения)

«Контактмастерская»
16 июля
Театр кукол:
оживляя образ
Мастер – класс
«Кукла своими
руками»
Отрядная проектная
деятельность
«Постановка»
(Модуль Проектная
деятельность)

«Контактмастерская»
17 июля
Театр кукол:
оживляя образ
«Хобби –
центры»
(Модуль Кружки и
секции)

Стартин
«Парад кукол»
Сбор
самоуправления
(Модуль Детское
самоуправление)

«Контактмастерская»
18 июля
Кулисы и кисти
Игровая
программа
«Творческий
беспорядок»
Отрядная
проектная
деятельность
«Постановка»
(Модуль Проектная
деятельность)

Игра по
территории
Пожарная
эстафета
(профилактика
пожароопасных
ситуаций)

Интерактивная
беседа
«Твой выбор»
(профилактика
деструктивного
поведения)

Год защитника
отечества
Квиз игра
«Великая
отечественная
война»

«Контактмастерская»

«Band мастерская»

«Band мастерская»

«Band мастерская»

«Band мастерская»

19 июля
Кулисы и кисти

20 июля
Кулисы и кисти

21 июля
Мы режиссёры:
театр как проект

23 июля
Мы режиссёры:
театр как проект

«Хобби –
центры»

QR-квест игра
«Остросюжетно»

22 июля
Мы режиссёры:
театр как
проект

(Модуль Кружки и
секции)

Мастер – классы
Чудеса костюмов
и декораций»
Арт-эстафета
«Сцена своими
руками»
(Модуль спортивно –
оздоровительная
работа)

Отрядная проектная
деятельность
«Постановка»
(Модуль Проектная
деятельность)

Год защитника
отечества
Военно –
спортивные
соревнования
«Зарница 2025»

«Хобби – центры»
(Модуль Кружки и
секции)

«Хобби –
центры»

Мастер – классы
«Режиссура»

Театральный
фестиваль
«Живая
классика»

Отрядная проектная
деятельность
«Постановка»
(Модуль Проектная
деятельность)

Генеральная
репетиция
Сбор
самоуправления
(Модуль Детское
самоуправление)

28

Фестиваль
«Мечты
сбываются»
Творческий вечер
«Встреча перед
расставанием»

Занятие с
элементами
тренинга
«Завтра
начинается
сегодня»
(профилактика
противоправного
поведения)
«Unit мастерская»
24 июля
Мы режиссёры:
театр как
проект
Торжественная
церемония
закрытия смены
«Спектакль
окончен!»

«День первых»
(Модуль
Коллективная
социально значимая
деятельность в
Движении
Первых»)

«Unit мастерская»
25 июля
Отъезд

Квиз – игра
Правовой ринг
(профилактика
противоправного
поведения)

Год защитника
отечества
Конкурс плакатов
«Города герои»

Конкурс рисунков
«Ценим
настоящее, верим
в будущее!»
(профилактика
экстремизма)

«Unit мастерская»

«Unit мастерская»

«Креативмастерская»

«Креативмастерская»

29

«Креативмастерская»

«Креативмастерская»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».