Верхнесалдинский муниципальный округ Свердловской области
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детско-юношеский центр»
Структурное подразделение
Загородный оздоровительный лагерь «Лесная сказка»
«УТВЕРЖДАЮ»
.
Директор «ДЮЦ»
_____________Е.П.Чукавина
№ 28 от «5» мая 2025 г
Программа профилактики
«Безопасное лето»
Лето 2025
Составитель:
Сурова Екатерина Леонидовна
социальный педагог «ДЮЦ»,
Тел. 89126236254
г. Верхняя Салда
2025 год
Паспорт программы
Вид программы
Программа профилактики
Название программы
«Безопасное лето»
Аннотация программы
Стратегическим приоритетом первичной профилактики
следует рассматривать создание системы позитивной
профилактики, которая ориентируется не на проблему и ее
последствия, а на защищающий от возникновения проблем
потенциал здоровья, освоения и раскрытия ресурсов психики
и личности, поддержки несовершеннолетнего и помощь ему в
самореализации. Цель позитивно направленной первичной
профилактики
состоит
в
формировании
у
несовершеннолетних стратегической мотивации и черт
совершенствующейся
социально-успешной
личности,
способной самостоятельно справляться с собственными
психологическими
затруднениями
и
жизненными
проблемами.
Программа предназначена для обучающихся, по первичной
профилактике
асоциального поведения, распространения
ВИЧ-инфекции и детского травматизма в условиях
оздоровительной кампании для:
- формирования устойчивой положительной мотивации к
здоровому образу жизни;
- формирования навыков противодействия рискованному
поведению (в том числе ответственность за самовольные
уходы).
- формирования навыков безопасного поведения в быту, на
воде, при встрече с незнакомцами, соблюдение правил
дорожного движения, пожарной безопасности, и действий при
чрезвычайных ситуациях.
Очевидным является тот факт, что молодое поколение,
переживает
кризисную
социально-психологическую
ситуацию,
несовершеннолетние
Верхнесалдинского
муниципального
округа
Свердловской
области
не
исключение. В силу возрастных особенностей, разрушаются
прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и
ценностные ориентации. Подростки утрачивают ощущение
смысла происходящего и не имеют определенных жизненных
навыков, которые
позволили
бы
сохранить свою
индивидуальность, сформировать здоровый и эффективный
жизненный стиль.
Очная. Групповая, фронтальная.
Актуальность программы
Форма обучения
По
содержательной Социально-гуманитарная
направленности
Принцип составления
Составительская
Сроки
программы
реализации Летний период: июнь – август 2025
2
Возрастная
категория От 6,5 до 18 лет
контингента,
Особенности контингента
Без ограничений
Форма
организации Учебное занятие, с элементами тренинга, игры практикумы,
деятельности
игра по станциям, квест, квиз, деловая игра, фестиваль.
Охват обучающихся
Групповые занятия
Характер
познавательной
активности
Уровень
усвоения
программы
Приоритет педагогических
задач
Цель программы
Задачи программы
Проблемный, алгоритмический,
творческий.
Базовый
частично-поисковый,
Обучающие, развивающие, воспитательные
Первичная профилактика асоциального поведения и
травматизма
среди
несовершеннолетних
посредством
формирования компетенций здоровьесбережения (знание и
соблюдение норм здорового и безопасного образа жизни) и
социального взаимодействия (взаимодействие подростков со
сверстниками, семьей и друзьями, уважение и принятие
другого).
Задачи программы:
Обучающие:
1. Сформировать комплекс представлений о нормах
здорового образа жизни.
2. Информировать подростков об употреблении ПАВ и
сопряженных с ней проблемах, развивать представления об
основных
источниках
рискованного
поведения
в
подростковой среде.
3. Повышать информированность детей и подростков о
пожарной
безопасности,
ПДД,
правонарушениях
и
ответственности по этим направлениям, предусмотренной
современным законодательством РФ.
4.
Актуализировать ценности, связанные с безопасным
поведением, здорового образа жизни, ценности жизни;
5. Содействовать формированию у обучающихся навыков
бесконфликтного поведения со сверстниками и близкими.
6. Расширять знания о деятельности социальных
и
психологических консультаций, телефонов и порталов
доверия, по профилактике употребления ПАВ и других
проявлений
деструктивных
форм
поведения
несовершеннолетних.
Развивающие:
1. Способствовать развитию у несовершеннолетних навыков
коммуникации, рефлексии и творческого самовыражения.
2. Формировать навыки осознания себя как уникальной и
полноправной личности, со своими взглядами, убеждениями и
ценностями.
3. Формировать навыки принятия ответственности за свои
действия, отношения и собственную жизнь.
Воспитательные:
1. Воспитывать общую культуру личности у обучающихся,
их гражданскую позицию.
2. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и
3
сверстниками в разных социальных ситуациях.
3. Способствовать формированию навыков самопомощи и
взаимопомощи в ситуациях, потенциально опасных с точки
зрения стратегий рискованного поведения
у детей и
подростков.
Планируемые
результаты
Метапредметные результаты
освоения программы
• осуществлять
самостоятельный
поиск
нужной
информации из достоверных источников;
•
ФИО педагога
проводить наблюдение, анализировать, сравнивать и
классифицировать рискованные ситуации по разным
критериям; устанавливать аналогии и причинноследственные связи; обобщать, делать выводы;
• планировать,
организовать,
контролировать,
корректировать и оценивать свое поведение в
соответствии со знанием о степени риска.
Личностные:
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками:
умение обращаться за помощью, задавать вопросы,
договариваться; умение формулировать собственное
мнение;
• умение соблюдать нормы бесконфликтного общения
(умение соблюдать корректность в высказываниях;
адекватно воспринимать конструктивную критику от
окружающих;
• соблюдение основ социально ценных личностных и
нравственных
качеств:
организованность,
потребность помогать другим, уважение к чужому
мнению;
• проявление творческой активности и инициативы.
Предметные результаты.
Обучающиеся будут знать:
• Отличительные особенности понятий здоровье,
болезнь, зависимость.
• Актуальную
статистику
по
распространению
зависимости от ПАВ и детского травматизма в России,
Свердловской области и в Верхнесалдинском
муниципальном округе Свердловской области.
• Виды общения и эффективные способы решения
конфликтных ситуаций.
• Факторы здорового образа жизни.
• Модели безопасного полоролевого поведения.
Обучающиеся будут уметь:
• Находить информацию о деятельности социальных и
психологических консультаций, телефонов и порталов
доверия, по профилактике употребления ПАВ,
медицинских учреждений и других служб помощи,
связанных с профилактикой асоциального поведения
среди несовершеннолетних.
Сурова Екатерина Леонидовна
Наименование учреждения, Структурное подразделение «ДЮЦ»
в
котором
реализуется «Оздоровительный лагерь «Лесная сказка»
программа
4
Оглавление
№
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2.
2.1
3.
Наименование разделов
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель и задачи профилактической программы
План проведения профилактических мероприятий
Планируемые результаты программы
Организационно-педагогические условия
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы
5
Стр.
6
6
10
14
16
17
17
18
1. Комплекс основных характеристик программы
1 .1. Пояснительная записка
Программа профилактики «Безопасное лето» соответствует социально-гуманитарной
направленности. За основу профилактической программы взята личностноориентированная модель обучения и современные подходы к ее реализации в области
комплексной профилактики асоциального поведения среди подростков и детского
травматизма.
Актуальность.
Нормативно-правовая
база
профилактической
работы
с
несовершеннолетними основана на Конституции РФ и общепризнанных нормах
международного права. Данная программа разработана на основе следующих нормативно правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в
Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.
приказом Министра образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155.
5. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию»
6. Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики
безопасности и правонарушений несовершеннолетних»;
7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
8. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи» (далее СанПиН).
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 №533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196».
12.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы).
14.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ»).
6
15. Концепция Развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р (ред. От 15.05.2023)
16. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. №162-Д "Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
21.11.2023 № 1291-Д «Об организации работы по профилактике ВИЧ-инфекции в
государственных образовательных организациях Свердловской области
18. Постановление Правительства Свердловской области от 28.10.2021г. № 720-пп «О мерах
противодействию распространению ВИЧ-инфекции в Свердловской области на 2021-2030
годы»
19. Письмо Минпросвещения России от 30.06.2023 N 07-3646 «О направлении методического
письма» (вместе с Рекомендациями по проведению в образовательных организациях с
обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них
позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждение суицидального
поведения)
20. Правила пожарной безопасности РФ, Методические рекомендации по разработке
региональных и ведомственных целевых программ по обеспечению пожарной безопасности.
Реализация приоритетных задач современного образования предполагает создание
психолого-педагогических условий для сохранения и укрепления здоровья и безопасности
несовершеннолетних, формирования достойной жизненной перспективы для каждого
ребенка, что невозможно без наличия у него основ знаний о себе, своих личностных
особенностях, правилах взаимодействия с окружающими людьми, умения рационально
действовать в сложных жизненных ситуациях. Очевидным является тот факт, что молодое
поколение,
переживает
кризисную
социально-психологическую
ситуацию,
несовершеннолетние Верхнесалдинского муниципального округа не исключение. В силу
особенностей подросткового возраста разрушаются прежние устаревшие стереотипы
поведения, нормативные и ценностные ориентации несовершеннолетних. Молодежь
утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков,
которые позволили бы сохранить свою индивидуальность, сформировать здоровый и
эффективный жизненный стиль.
Каждый день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270 детей, это 830 000
детских смертей в год, еще несколько десятков миллионов детей попадают в больницы с
травмами различной степени тяжести.
Уровень детской смертности, связанной с травмами, в России – на сегодняшний день
высокий. Ниже приведены статистические данные (по состоянию на 2024 год) основных
причин смертности от травм и несчастных случаев среди детей до 17 лет во всем мире:
• Дорожно-транспортные
происшествия. В результате дорожно-транспортных
происшествий погибло более 100 000 подростков в возрасте 10–19 лет. Многие из погибших
относились к категории - уязвимых участников дорожного движения, то есть пешеходов,
велосипедистов или водителей двухколесных механических транспортных средств.
• Утопления. Погибло более 40 000 подростков, причем более трех четвертей
утонувших составили мальчики.
• Ожоги.
• Убийства. Межличностное насилие является четвертой по значимости причиной
смерти подростков и молодых взрослых во всем мире. Кроме того, насилие в подростковом
возрасте увеличивает риск получения травм.
7
В результате нанесения травм самому себе. Число попыток суицида среди
несовершеннолетних за последние три года увеличилось почти на 13%.
• Прочие ситуации (в том числе удушения, укусы ядовитых животных, общее
переохлаждение или перегревание организма, стихийные бедствия и другие причины).
Свердловская область также является регионом с высоким уровнем детского
травматизма. Сюда входит бытовой травматизм, травматизм при пожаре, а также дорожный
травматизм. Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в
последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной
инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении,
недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности
дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к
необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и
контроля своего поведения.
В настоящее время проблемы связанные с проявлениями рискованного поведения среди
несовершеннолетних такие как: употребление психоактивных веществ, представляет угрозу
стабильности общества и в силу массовости своего характера считаются по праву «болезнью
века». Наиболее уязвимая перед риском вовлечения в эту проблему является группа
населения – дети и подростки, они являются основной фокус-группой профилактических
мероприятий в первую очередь, проводимых в образовательно среде.
В то же время совершенно очевидно, что дети и подростки, находясь под воздействием
хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их
преодолению и страдают от их последствий. Прогрессивно нарастающие требования
социальной
среды, вызвали появление массовых состояний психоэмоционального
напряжения, лавинообразное увеличение форм саморазрушающего поведения, на первое
место из которых, вышли различные виды злоупотреблений психоактивными веществами.
Отсутствие знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий
поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов - не позволяет им оказывать
необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку.
Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными
связями со старшим поколением. Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и
подростками - учителя, школьные психологи, инспектора ПДН ОВД и т.д., также нуждаются
в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для
того чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую
личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь,
требуется, во-первых,
самим обладать необходимыми для этого качествами и
демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а вовторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно
преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения. Дети
ежедневно сталкиваются с опасными факторами, представляющими опасность не только для
их здоровья, но и жизни: от несоблюдения элементарных правил личной гигиены до
дорожно-транспортных и криминогенных происшествий. Поэтому сохранение и укрепление
здоровья детей являются приоритетными направлениями государственной политики и
рассматриваются в качестве необходимой гарантии успеха всех социальных и
экономических реформ, проводимых в стране.
•
Все эти экстремальные, в социально-психологическом смысле, условия приводят к
необходимости разработки нового, специфического для данной конкретной ситуации
8
подхода к предотвращению проявления асоциального поведения среди обучающихся,
профилактике
злоупотребления
психоактивными
веществами
на
территории
Верхнесалдинского муниципального округа Свердловской области и профилактике детского
травматизма. Проведение профилактических мероприятий не должно ограничиваться
школьным пространством. Неформальная среда детского оздоровительного лагеря
интегрируясь с интересными формами работы в состоянии привнести более качественный
результат в виде знаниевого и поведенческого компонента обучающихся.
При этом начало профилактической работы должно быть как можно более ранним,
поскольку эффективными в направлении превенции употребления психоактивных веществ
может считаться не столько исключительно информационно-просветительская работа,
сколько целенаправленная деятельность по формированию навыков ведения здорового и
безопасного образа жизни, которая требует комплексного подхода всех участников
образовательного процесса и носит пролонгированный характер. Необходимо отметить, что
ни одна мера в целях профилактики не будет эффективной сама по себе.
Отличительные особенности. Программа профилактики «Безопасное лето» носит
комплексный
систематический
характер
профилактического
воздействия
на
несовершеннолетних, в рамках оздоровления в загородном лагере «Лесная сказка». Данная
программа ориентирована на реализацию культурного потенциала в профилактической
работе, создание безопасной и поддерживающей среды на основе социального партнерства
лагеря с субъектами профилактической деятельности Верхнесалдинского муниципального
округа Свердловской области.
Новизна программы. Данная программа ориентирована на утверждение качественно
нового подхода к предупреждению проявления асоциального поведения среди подростков и
молодежи и предупреждению детского травматизма в образовательной среде
Верхнесалдинского муниципального округа Свердловской области, как базового компонента
общей государственной системы превентивного обучения и основывается на формировании
у несовершеннолетних культуры ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Программа развивает и расширяет сферу задач профилактической деятельности, а
именно:
- определяет условия для осуществления целостной системной комплексной
профилактической деятельности в образовательной среде загородного оздоровительного
лагеря, базирующейся на общих для всех участниках профилактики методологических
основаниях;
- поддерживает и совершенствует уже сложившуюся в образовательной среде
инфраструктуру и механизмы реализации профилактики, определяя сферу задач и
ответственности каждого из ее участников, а также принципы взаимодействия между
субъектами профилактики в образовательной среде;
- определяет методологические основы для разработки и внедрения разнообразных
методик профилактической деятельности в системе образования;
- выделяет единые критерии и индикаторы для оценки профилактической деятельности
в образовательной среде.
Одновременно Программа развивает основные положения Стратегии государственной
политики Российской Федерации в образовательной среде.
Программа должна
осуществляться в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС) к результатам, структуре и условиям реализации
основной образовательной программы образовательного учреждения.
Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте 6,5 до 18 лет
9
(для нормотипично развивающихся детей, но может быть адаптирована для детей с
ограниченными возможностями здоровья, по запросу).
Для успешной реализации программы необходимо учитывать специфику
обучающихся различных возрастных категорий и ведущие виды деятельности.
Дети подвижны и любознательны, очень впечатлительны и эмоциональны. При этом у
них преобладает конкретность мышления и слабая концентрация внимания на чем- либо
одном. Поэтому на занятиях обязательно использование системно-деятельностного подхода
с широким использованием активных методов обучения, соответствующих возрастным
особенностям детей (игровая, изобразительная и театральная деятельности; методы
групповой работы; широкое использование дидактического и наглядного материала,
тренинговые упражнения, решение ситуативных задач, проведение экспериментов).
Формирование у младших школьников основ безопасности жизнедеятельности и
культуры здоровья, обучение выстраиванию правильных взаимоотношений с самим собой и
окружающим миром возможно через личностно-ориентированное взаимодействие с детьми,
их поисковую и творческую активность, создание ситуации успеха.
Перечень форм обучения: очная, фронтальная, групповая.
Перечень видов занятий: занятие с элементами тренинга, занятие-беседа,
занятие-игра, занятие практикум,комбинированное занятие.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: первичная профилактика асоциального поведения и травматизма среди
несовершеннолетних посредством формирования компетенций здоровьесбережения (знание
и соблюдение норм здорового образа жизни) и социального взаимодействия (взаимодействие
подростков со сверстниками, семьей и друзьями, уважение и принятие другого).
Задачи программы:
Обучающие:
1. Сформировать комплекс представлений о нормах здорового образа жизни
2. Информировать подростков об употреблении ПАВ и сопряженных с ней проблемах,
развивать представления об основных источниках рискованного поведения в подростковой
среде.
3. Повышать информированность детей и подростков о пожарной безопасности, ПДД,
правонарушениях и ответственности по этим направлениям, предусмотренной современным
законодательством РФ.
4. Актуализировать ценности, связанные с безопасным поведением, здорового образа жизни,
ценности жизни;
5. Содействовать формированию у обучающихся навыков бесконфликтного поведения со
сверстниками и близкими.
6. Расширять знания о деятельности социальных и психологических консультаций,
телефонов и порталов доверия, по профилактике употребления ПАВ и других проявлений
деструктивных форм поведения несовершеннолетних.
Развивающие:
1. Способствовать развитию у несовершеннолетних навыков коммуникации, рефлексии и
творческого самовыражения.
2. Формировать навыки осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своими
взглядами, убеждениями и ценностями.
10
3. Формировать навыки принятия ответственности за свои действия, отношения и
собственную жизнь.
4. Формировать у детей навыков действовать безопасно в различных ситуациях, опасных
для здоровья и жизни.
Воспитательные:
1. Воспитывать общую культуру личности у обучающихся, их гражданскую позицию.
2. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
3. Способствовать формированию навыков самопомощи и взаимопомощи в ситуациях,
потенциально опасных с точки зрения стратегий рискованного поведения у подростков и
комплексной безопасности.
Технологии профилактики асоциального поведения среди несовершеннолетних и
детского травматизма в образовательной среде.
В рамках реализации программы используются разнообразные виды технологий социальные, педагогические, психологические.
Социальные технологии
направлены на обеспечение условий эффективной
социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также
формирование и развитие у несовершеннолетних ценностных ориентиров и нормативных
представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам
субкультуры асоциального поведения.
Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:
Информационно-просветительское направление
(антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового
образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме
профилактики правонарушений и детского травматизма; профилирующие Интернет —
ресурсы);
организационно-досуговое направление (деятельность образовательных и социальных
служб, обеспечивающих вовлечение поведения, оценок, снижающих риск проявление
девиаций, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную
социальную адаптацию.
В профилактической деятельности используются универсальные педагогические
технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.) Они
служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих
специальное целенаправленное системное воздействие на адресные группы профилактики.
Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных
психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их
социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения несовершеннолетних в
противоправные
деяния.
Целью
психологического
компонента
программной
профилактической деятельности в образовательной среде также является развитие
психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, формирование
психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание
благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной
психологической адаптации.
В рамках программной профилактической деятельности психологические технологии
реализуются в групповой работе и при индивидуальном консультировании детей, родителей
(законных представителей), членов семей, педагогов и других участников учебновоспитательного процесса.
11
Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных
групп профилактики (прежде всего, у обучающихся) представлений, норм поведения, оценок,
снижающих риск демонстрации асоциального поведения и уменьшение случаев детского
травматизма, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию за счет формирования
социальных компетенций, формирования личностных свойств и качеств, повышающих
устойчивость к негативным влияниям среды.
В профилактической деятельности используются универсальные педагогические
технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.) Они
служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих
специальное целенаправленное системное воздействие на адресные группы профилактики.
Формирование личностных свойств и качеств обучающихся предполагает :
- Направленное осознание имеющихся личностных
ресурсов, способствующих
формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
• Я - концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);
• собственной
системы ценностей, целей и установок, способности делать
самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные
жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности
контролировать ее;
• умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы,
сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
• осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
- Развитие личностных ресурсов, способствующих
формированию здорового
жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
• формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической
самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям
совершать ошибки, но и исправлять их;
• формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать
жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
• формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и
достигать их;
• формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;
• формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, анализировать
собственное состояние;
• формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать
мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации,
слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия
решений);
• формирование умения принимать и оказывать психологическую и социальную
поддержку окружающим.
- Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего
злоупотреблению психоактивными веществами:
• навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;
• навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной
поддержки;
• навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное
поведение в ней;
• навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
12
• навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
• навыков избегания ситуаций, связанных с употреблением наркотиков, других
психоактивных веществ и другими формами саморазрушающего поведения;
• навыков и умений использовать альтернативные психоактивным веществам способы
получения радости и удовольствия;
• навыков бесконфликтного и эффективного общения.
Методы работы:
1. Групповая работа;
2. Тренинг поведения;
3. Личностный тренинг;
4. Дискуссии;
5. Мозговой штурм;
6. Беседы;
7. Лекции;
8. Ролевые игры;
9. Интерактивные игры;
10. Элементы индивидуальной и групповой психотерапии;
11. Круглые столы;
12. Семинары.
13
1.3 План проведения профилактических мероприятий
в рамках профилактической программы
«Безопасное лето»
№
п/п
Название мероприятия
1.
«Едины для всех»
2.
«Здоровый выбор»
(профилактика употребления ПАВ,
рискованного поведения)
«Для тебя сегодня и завтра»
(профилактика противоправного
поведения)
3.
«Пожарный эрудит»
(профилактика пожароопасных
ситуаций)
«Знатоки ПДД»
(профилактика детского дорожнотранспортного травматизма)
4.
5.
1
.
«Едины для всех»
2
.
«Интернет среди нас»
(профилактика компьютерной
зависимости и формирование
интернет-безопасности»
«Гармония в разнообразии»
(профилактика экстремизма в
молодежной среде)
«Светлые надежды – темные
опасения»
(профилактика рискованного
поведения»
«Готовность 01»
(профилактика пожароопасных
ситуаций)
3
.
4
.
5
.
1
«Едины для всех»
Форма
мероприятия
1 смена
Разработка единых
правил проживания в
лагере
Игра-марафон
Деловая игра
КВИЗ-игра
Игра по станциям
2 смена
Разработка единых
правил проживания в
лагере
Игра-путешествие
Взаимодейст
вие с
субъектами
профилактик
и
Субъекты
воспитател
ьного
процесса
6,5 -18 лет
ГБУЗ СО
Верхнесалдин
ская ЦРБ
Верхнесалди
нская
городская
прокуратура
Пожарноспасательная
часть № 33
ОГИБДДМО
МВД
Верхнесалдин
ский
6,5 -18 лет
11-18 лет
6,5 -10 лет
6,5 -18 лет
6,5 -18 лет
Педагогорганизатор
«ДЮЦ»
6,5-11 лет
ТКДН и ЗП
11-18 лет
Занятие с
элементами
тренинга
МКУ
«Молодежны
й центр»
11-18 лет
Образовательный
квест
Пожарноспасательная
часть № 33
6,5 -11 лет
Квиз-игра
3 смена
Разработка единых
14
6,5-18 лет
.
4.
5.
6.
7.
2
.
«ПРОФИлактика»
(профилактика деструктивного
поведения)
3
.
Пожарная эстафета
(профилактика пожароопасных
ситуаций)
«Твой выбор»
(профилактика деструктивного
поведения)
«Завтра начинается сегодня»
(профилактика противоправного
поведения)
Правовой ринг
(профилактика противоправного
поведения)
"Ценим настоящее, верим в
будущее!"
(профилактика экстремизма)
правил проживания в
лагере
Игра по станциям
Верхнесалди 6,5-18 лет
нская
городская
прокуратура
Игра по территории
Пожарно6,5-18 лет
спасательная
часть № 33
Интерактивная
ГБУЗ СО
6,5-18 лет
беседа
Верхнесалдин
ская ЦРБ
Занятие с
Педагог6,5-18 лет
элементами
психолог ГАУ
тренинга
«СРЦН
Верхнесалдин
ского района»
Квиз - игра
МКУ
11-18 лет
«Молодежны
й центр»
Конкурс рисунков
ТКДН и ЗП
6,5 -18 лет
4 смена
Разработка единых
правил проживания в
лагере
Деловая игра
1.
«Едины для всех»
2.
«Жизнь без насилия!»
(профилактика жестокого
обращения и насилия)
3.
«Норма жизни!»
(профилактика деструктивного
поведения среди
несовершеннолетних)
"Безопасность глазами детей"
(комплексная безопасность)
Образовательный
квест
5.
«7я и семейные ценности»
(формирование семейных ценностей)
Интерактивная
игра
1.
«Едины для всех»
4.
Игра по станциям
5 смена
Разработка единых
правил проживания в
15
6,5-18 лет
Верхнесалди
нская
городская
прокуратура
ТКДН и ЗП
11-18 лет
Педагогорганизатор
«ДЮЦ»
Педагогпсихолог ГАУ
«СРЦН
Верхнесалдин
ского района»
6,5 -11 лет
6,5 -16 лет
11-18 лет
6,5 -18 лет
2.
«Только так!»
(популяризация ценностей ЗОЖ)
3.
«Безопасность – мой выбор»
(профилактика деструктивного
поведения)
лагере
Игра, с
использованием
интерактивной
выставки
Занятие с
элементами
тренинга
4.
«Знай правила движения, как
таблицу умножения!»
(профилактика нарушения ПДД)
Квест- игра
5.
«Семья талантов»
( популяризации традиционных
семейных ценностей)
Творческий
фестиваль
ГБУЗ СО
Верхнесалдин
ская ЦРБ
11-18 лет
Педагогпсихолог ГАУ
«СРЦН
Верхнесалдин
ского района»
ОГИБДДМО
МВД
Верхнесалдин
ский
МКУ
«Молодежны
й центр»
11-18 лет
6,5 -11 лет
6,5 -18 лет
1.4 Планируемые результаты
Метапредметные результаты
• осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации из достоверных
источников;
•
проводить наблюдение, анализировать, сравнивать и классифицировать
рискованные ситуации по разным критериям; устанавливать аналогии и причинноследственные связи; обобщать, делать выводы;
• планировать, организовать, контролировать, корректировать и оценивать свое
поведение в соответствии со знанием последствий и степени риска.
Личностные:
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками: умение обращаться за
помощью, задавать вопросы, договариваться; умение формулировать собственное
мнение;
• умение соблюдать нормы бесконфликтного общения (умение соблюдать
корректность в высказываниях; адекватно воспринимать конструктивную критику
от окружающих;
• соблюдение основ социально ценных личностных и нравственных качеств:
организованность, потребность помогать другим, уважение к чужому мнению;
• проявление творческой активности и инициативы.
Предметные результаты.
Обучающиеся будут знать:
• Отличительные особенности понятий здоровье, болезнь, зависимость.
• Актуальную статистику по распространению аддикций и детского травматизма в
России, Свердловской области и в Верхнесалдинском муниципальном округе.
• Виды общения и эффективные способы решения конфликтных ситуаций.
• Факторы здорового образа жизни.
• Модели безопасного полоролевого поведения.
16
Обучающиеся будут уметь:
• Находить достоверную информацию в сети интернет о деятельности социальных
и психологических консультаций, телефонов и порталов доверия, по профилактике
употребления ПАВ, медицинских учреждений и других служб помощи, связанных
с профилактикой асоциального поведения среди несовершеннолетних.
2. Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия
проводятся
на
базе
структурного
подразделения
«ДЮЦ»
«Оздоровительный лагерь «Лесная сказка», в аудитории, оснащенной необходимым для
организации образовательного процесса наглядными пособиями и дидактическими
материалами.
- Учебная аудитория, оборудованная в соответствии с санитарными нормами.
- столы - 6 шт.
- стулья (или скамейки) – 30 шт. (по количеству участников пед.формы)
- ноутбук -1 шт.
- проектор -1 шт.
- колонки 2 шт.
- магнитная доска (флипчарт)
Кадровое обеспечение. Образовательный процесс по профилактической программе
обеспечивает педагог, имеющий соответствующую подготовку по данному направлению.
Методические материалы. Выбор содержания, форм и методов проведения учебных
занятий обусловлен возрастными особенностями детей: методические разработки по
каждому занятию, дидактические материалы для обеспечения наглядности и доступности
изучаемого в виде мультимедийных презентаций по темам.
2.1. Формы контроля и оценочные материалы
Перечень форм подведения результатов:
•
•
•
•
наблюдение,
практические и творческие задания,
опрос,
деловая игра.
17
3. Список литературы
1. Аршинова В.В. Профилактика зависимого поведения: системный подход.- Ростов
н/Д: Феникс, 2014.- 414с. -(Социальный проект).
2. Белов В.Г., Кулганов В.А., Парфенов Ю.А. Превентология. Профилактика
социальных отклонений. Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2014. – 304 с.: ил. – (Серия
«Учебное пособие).
3. Блинкин М.Я., Решетова Е.М. Безопасность дорожного движения: история
вопроса, международный опыт, базовые институции. М.: Изд. Высшая школа экономики,
2013. – 240 с.
4. Каюрова А. Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях
ФГОС. – Москва, 2014 г.
5. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий.
Методическое пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2007.- 176 с.
6. Психология вредных привычек. Коннор Ричард.- ООО «Манн, Иванов и Фербер».2015г.
7. Психологический выбор: нравственные аспекты: интерактивные игры для
старшеклассников/ Дедушка.- Волгоград: Учитель, 2011. – 125 с.
8. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Азарова Т.В.,
Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р. Королева Е.Г., Пяткова О.М., под общей
редакцией Битянова М.Р. –СПб.: Питер, 2005.- 304 с.: ил. - (Серия «Практикум по
психологии»).
9. Проблемные классные часы. 10-11 классы.- Вып.2. Подготовка к семейной жизни/
авт.-сост. М.В. Лысогорская.- Волгоград: Учитель, 2009.- 136с.
10. Скрипюк И. 111 баек для тренеров. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2013. – 192с.: ил.(Серия «Практическая психология»).
11. Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий с
обучающимися образовательных организаций, направленные на формирование у них
позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждение
суицидального поведения "Позитивное мышление, эмоции, жизнестойкость: учимся
управлять собой», разработанные ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» (2024
г.).
12. Методическое пособие для специалистов, работающих с молодежью
«Профилактика рискованного поведения и ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи
Свердловской области». Екатеринбург: 2016.-100с.
18