Педагогическое сопровождение
12.06.2025
04.06.2025
Педагогическое
сопровождение, направленное на формирование временного детского коллектива для
формирования детского временного коллектива и эффективное функционирование,
реализовано через работу мастерских:
-«Лидер-мастерская».
-«Контакт-мастерская».
-«Band-мастерская».
-«Unit-мастерская».
-
«Креатив-мастерская».
Содержание
мастерских определяется периодом смены и состоит из упражнений с элементами
тренинга для каждого периода.
Использование
элементов тренинговых технологий. В каждый период смены тренинги подбираются в
зависимости от задач, стоящих перед коллективом, и его состоянием. Грамотный
подбор тренингов позволяет сгладить проблемы адаптации детей в новых условиях,
построить правильную линию взаимоотношений в отряде.
Педагогическое
сопровождение, направленное на формирование временного детского коллектива
будет реализовано через работу мастерских, которые соответствуют стадиям
развития временного детского коллектива по А.Н. Лутошкину:
-«Лидер-мастерская». Это начальная стадия
развития временного детского коллектива. Это период первоначального
формирования отношений и перспектив будущей смены. В этот период у детей
доминирующая потребность - потребность в адаптации к новым условиям, т.е. в
информации о нормах, требованиях, перспективах нового коллектива. Комплекс
педагогического сопровождения будет выражено через комплекс упражнений и
тренингов, направленных на знакомство и
выявление лидеров в коллективе.
-«Контакт-мастерская». Это период
укрепления организационной структуры отряда как заданной среды обитания каждой
личности. Наступает этот период сразу после того, как сформирована официальная
структура (отрядное самоуправление), каждый выбрал для себя поручение
ответственности и заботы, определены перспективы на смену, выработаны в отряде
законы жизни и отношений. Этот период должен стать своеобразным фундаментом для
развития отношений в коллективе. В данный период будет предложен комплекс
упражнений и тренингов, направленных на сплочение и некоторые формы
взаимодействия в еще несформировавшемся коллективе.
-«Band-мастерская». В ходе
делового сотрудничества, непосредственного взаимодействия, во время которого
неизбежно происходит «притирка характеров», отчетливо проявляются не только
достоинства, но и ошибки (недостатки) каждого из ребят. А ещё, одни ребята
удовлетворены перспективами, отношениями и своим местом в этих отношениях, а
другие нет. На фоне формально действующей официальной структуры в отношениях
вырастают скрытые внутренние конфликты, характеризирующиеся отсутствием
единства, пассивностью к деятельности и напряжением в межличностных отношениях.
Своё разрешение период скрытых внутренних конфликтов должен получить в ходе
делового сотрудничества, когда начинается организационно-коллективная
деятельность. Именно в этот промежуток времени эффективными станут упражнения на
активное групповое взаимодействие и снятие агрессии.
-«Unit-мастерская».
Доминирующая потребность этого периода у детей - преодолеть существующее в
отряде разобщение. Соответственно и состояние можно охарактеризовать как
морально-волевое напряжение. Временно
актуальность межличностного общения отступает на второй план, уступая место
общению в деятельности. Интенсивно действует официальная структура, на основе
советов дела. В неофициальной структуре намечается открытие общения замкнутых
группировок для «посторонних». На этом этапе будут предложены упражнения,
направленные на активную групповую работу, работу в различных смешанных
группах.
- «Креатив-мастерская». Успешная деятельность по объединению отряда
побуждает к дальнейшему творческому общению. Члены коллектива стремятся к
достижению успеха в совместной деятельности, имеющей общественный смысл, и в
которую вовлекаются все группы. Психологическое состояние коллектива
характеризируется радостью коллективного творчества.
Доминирующая
потребность этого периода характеризуется желанием успеха в творчестве, поиском
своего места в общем творческом процессе. Положительный настрой формирует
радостное, творческое состояние у детей.
Содержание
межличностного общения - обсуждение творческого процесса. Лидерами этого
общения становятся ребята, приносящие успех в творческих делах.