Программа организации 2 смены Время первых

Структурное подразделение
Загородный оздоровительный лагерь «Лесная сказка»

Программа организации смены
«Время Первых»

Составитель:
Логинова Алена Витальевна,
Педагог-организатор «ДЮЦ»
1 квалификационной категории
8-953-828-85-48,
alena-lohginova-03@mail.ru

2025 год

Содержание
1

Пояснительная записка

3

2

Целевой блок программы

7

3

Механизмы реализации программы

9

4

Этапы реализации программы

20

5

Содержание программы «Время первых»

23

6

Необходимые условия реализации программы

25

7

Партнёры программы и сетевое взаимодействие

28

8

Система контроля и отслеживания результатов

28

9

Возможные риски и пути их преодоления

28

10

Список литературы

29

Приложение 1

31

Приложение 2

33

4. Пояснительная записка
Настоящая программа способствует развитию лидерских и коммуникативных
качеств.

Программа

образовательным

тематической

потенциалом,

смены,

способствует

обладая
более

особым

воспитательным

эффективному

развитию

и
и

социализации обучающихся. В рамках тематических смен создаются особые условия
творческой активности, содержательной насыщенности и интенсивности общения. Это, в
свою очередь, способствует формированию у детей новых социально значимых принципов,
стереотипов поведения, ценностных ориентаций.
Тематическая смена лагеря характеризуется профильностью, направленностью на
реализацию одного-двух направлений воспитания и развития участников программы.
Вместе с тем она обладает целым рядом специфических особенностей, что обеспечивает
уникальные возможности для активной социализации и развития ребенка. Среди них:
– автономность существования;
– насыщенность и многообразие общения, отношений и деятельности;
– интенсивность процессов развивающего общения, многообразие и вариативность
взаимодействия обучающихся со сверстниками и взрослыми в разнообразных видах
деятельности;
– принятие членами временного детского объединения ценностно ориентированных
форм и норм поведения, отношений и деятельности в контексте профильности лагеря;
– высокая эмоциональность и богатая окрашенность жизнедеятельности временного
детского объединения.
При разработке программы педагогической деятельности как дополнительной
общеобразовательной программы, основными нормативными документами являются
следующие:
– Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского
голосования 01.07.2020);
– Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.);
– Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ;
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ;
– Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ;
– Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30

декабря 2020 г. N 489-ФЗ;
– Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» от 14.07.2022 №
261-ФЗ;
– распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. №
996-р;
– распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Плана
мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года» от 12.11.2020 № 2945-р;
– Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 № 474;
– Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей» от 09.11.2022 г. № 809;
– Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Стратегии национальной
безопасности» от 02.06.2021 № 400;
–

постановление

Государственной

Правительства

Российской

программы Российской Федерации

Федерации
«Развитие

«Об

утверждении

образования»» от

26.12.2017 г. № 1642.
.1. Актуальность
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовно-нравственным ценностям, включая культурные ценности своей этнической
группы, погружение в историю народов России, воспитание чувства сопричастности к
общим корням и ответственности за судьбу народов России и мира в целом; правилам и
нормам поведения в российском обществе.
Программа тематической смены предполагает создание условий для личностного
развития, самоопределения и самореализации участников на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, их вовлечения в
жизнедеятельность первичных отделений Движения.
Настоящая программа способствует развитию лидерских и коммуникативных качеств
детей, их знакомству с основными ценностями, направлениями деятельности, проектами
Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение
Первых» (далее – Движение); приобщению детей к созидательной добровольческой,
экологической, творческой, спортивной, научной и иной деятельности, реализуемой
Движением.

.2. Отличительные особенности.
В основе содержания программы лежит эффективно построенная воспитательная
система, обеспечивающая, с одной стороны, просвещение и всестороннее развитие
участников через их включение в различные виды деятельности, с другой – формирование
представлений о Движении, стимулирование активного включения и участия в его
деятельности.
Ориентирами построения программы служат идеи добровольности, равенства прав
обучающихся, преемственности в их воспитании, учета индивидуальных особенностей
участников, непрерывности, систематичности, открытости деятельности Движения.
.3. Адресат программы:
Программа рассчитана на детей возрастных категорий от 6 до 17 лет.
В течение смены участниками программы станут дети из образовательных учреждений
Верхнесалдинского района, Горнозаводского округа, городского округа Нижняя Салда, в том
числе, из многодетных семей, опекаемые, стоящие на внутришкольном учете и др. Общее
количество участников – 222 человека.
Возрастные особенности детей и подростков:
Возрастная
группа
Младший
школьный
возраст
действий,
рефлексия —
6,5-11 лет
Подростковый
возраст от 1112 до 14-15
лет.

Психологические особенности

Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом
на основе ведущей деятельности — учения. • В процессе учебной
деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и
навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить
способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать
свои действия. • Новообразованием младшего школьного возраста явл
Переход от детства к взрослости имеет главный смысл. • Считается
«кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными
сдвигами в развитии подростка. • В этом возрасте происходят
интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к
биологической зрелости и полового созревания. • Стремление к
самообразованию
и
самовоспитанию,
полная
определенность
склонностей и профессиональных интересов.
Старший
1. Открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». 2. Главным
школьный
измерением времени в самосознании является будущее, к которому он
возраст — 15- (она) себя готовит. 3. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно17 лет (ранняя профессиональная,
в
процессе
которой
формируются
такие
юность)
новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы,
самосознание, мечта и идеалы. 4. Начальная стадия физической зрелости
и одновременно стадия завершения полового развития.
.4. Особенности организации образовательного процесса.
Реализации программы способствует использование метода комплексного подхода к
образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического,
моральноэстетического и других форм воспитания. Достижение цели программы так-же

зависит от количества и качества проведенных учебно- развивающих занятий, участие в
плановых мероприятия, а также уровня сформированности детского коллектива.
.5. Педагогическая целесообразность программы:
Заключается в сознательном выявлении и утверждении участниками своей позиции в
различных жизненных ситуациях, то есть их самоопределение по деятельностному
основанию. Готовность к самоопределению по деятельностному основанию – особое
состояние, которое предполагает наличие у личности образа, структуры действия и
постоянной направленности сознания на его выполнение. Она включает в себя различного
рода мотивы, осознание задач, модели вероятного поведения, определение специальных
способов деятельности, оценку своих возможностей, утверждение собственной позиции
по отношению к данной деятельности. Готовность представляет собой сложный синтез тесно
взаимосвязанных компонентов. К ним относятся:
– когнитивный (наличие у личности знаний о предстоящей деятельности, ее целях и
понимание ее значимости);
– процессуальный (наличие умений эффективно, целесообразно осуществлять деятельность);
– деятельностный (предполагает систематическое участие субъекта в деятельности);
– эмоциональный (отношение личности к собственному участию в данном виде
деятельности).
Современная жизнь задает условия, которые требуют от личности изменения образа
жизни, стиля деятельности. Для подрастающего поколения личностно значимо активно
включаться в социальные отношения с учетом своих интересов и потребностей. Сегодня для
детей и молодежи представлено широкое пространство выбора различных институтов и
механизмов

воспитания:

общественные

организации,

массовые

мероприятия,

образовательные площадки и многое другое. Поэтому важным является научение детей
ориентироваться в многообразии возможностей, пробовать себя в различных видах
активности, делать осознанный выбор исходя из своих интересов и потребностей.
.6. Приоритетные направления программы.
–

стимулирование

процессов

самопознания,

самопроектирования

участников,

выступающих основой для выработки каждым из них позиции субъекта деятельности;
– включение участников смены в различные виды социально значимой деятельности в
соответствии ценностями Движения;
– построение различных сообществ по деятельностному основанию, в том числе
поливозрастной общности педагогов и детей, на принципах совместного коллективного
участия;
– применение разнообразных форм деятельности для создания образовательных
ситуаций в лагере.
.7. Реализация программы основывается на концептуальных идеях:

– Жизнь и достоинство. Участники Движения в первую очередь ценят жизнь каждого
человека. Берегут чувство собственного достоинства и заботятся о сохранении достоинства
окружающих.
– Патриотизм. Участники Движения любят свою Родину – Россию. Любовь к стране
проявляется в делах и поступках.
– Дружба. Движение – источник дружбы для каждого из участников. Вступая в
Движение, каждый может найти себе друзей, близких по убеждениям, увлечениям,
интересам и возрасту. В Движении друзья всегда рядом.
– Добро и справедливость. Участники Движения действуют по справедливости,
распространяют добро, считают доброту качеством сильных людей.
– Мечта. Участники Движения умеют мечтать и воплощать свои мечты в жизнь.
Смелые мечты открывают человеку новые возможности, а человечеству – неизведанные
горизонты.
– Созидательный труд. Каждый участник Движения своим трудом приносит пользу:
создает новое качество своих знаний, умений и навыков, применяет их во благо своей семьи,
Движения и всей страны.
– Взаимопомощь и взаимоуважение. Участники Движения действуют как единый
коллектив, помогая друг другу в учебе, труде, поиске и раскрытии таланта каждого. Плечом
к плечу преодолевают трудности. Уважают особенности каждого участника Движения,
создавая пространство равных возможностей.
– Единство народов России. Участники Движения, являясь новыми поколениями
многонационального и многоконфессионального народа России, уважают культуру,
традиции, обычаи и верования друг друга. Это уникальное достояние нашей страны: народов
много, Родина – одна.
– Историческая память. Участники Движения изучают, знают и защищают историю
России, противостоят любым попыткам ее искажения и очернения. Берегут память о
защитниках Отечества.
– Служение Отечеству. Участники Движения объединены с Отечеством одной
судьбой. Каждый на своем месте готовит себя к служению Отечеству и ответственности за
его будущее.
– Крепкая семья. Участники Движения разделяют традиционные семейные ценности.
Уважают старших. Помогают младшим. Заботятся в семье о бабушках и дедушках.
4. Целевой блок программы
.1.

Цель программы - содействие личностному развитию и самоопределению

участников через организацию деятельности, обеспечивающей сознательное выявление и
утверждение собственной позиции, готовность к участию в деятельности Движения первых.

.2. Задачи программы:
– сформировать у участников представление о Движении путем популяризации
миссии, ценностей, направлений его деятельности;
– создать условия для осознанного выбора участниками одного или нескольких
направлений деятельности Движения;
– обеспечить возможности для духовно-нравственного, гражданско-патриотического
воспитания участников на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, истории и культуры страны;
– обеспечить возможности для включения участников в социально значимую
деятельность созидательного характера;
– выстроить систему дальнейшего взаимодействия участников между собой, с
первичными, местными и региональными отделениями Движения;
- развивать

самостоятельность

мышления,

способность

к

саморазвитию

и

самообразованию;
- формировать логическое, креативное и творческое мышление, способствовать
дальнейшему развитию личности;
- развивать умение ребенка работать в команде и индивидуально;
- укреплять здоровье, содействовать физическому и психическому развитию,
профилактика безопасного поведения.
Критерии эффективности реализации программы
Реализация цели и задач программы с соблюдением принципов и ценностных
установок, заложенных в ее концепции, способствует достижению следующих результатов:
– понимание и осознание участниками значимости для себя и общества миссии,
ценностей, направлений деятельности Движения;
– понимание и осознание участниками потенциалов и ресурсов Движения для
личностного развития;
– формирование групп единомышленников, готовых включиться в деятельность
Движения на уровне первичных, местных и региональных отделений;
– развитие устойчивых отношений между участниками и приобретение ими опыта
организации совместных социально значимых дел;
– демонстрация участниками смены успешной работы в команде, понимание важности
совместного труда и приложения усилий для общего дела, ответственности за результат;
– сознательный выбор участниками одного или нескольких направлений деятельности
Движения для дальнейшего развития в нем;
– формирование устойчивых связей «ребенок – взрослый» для дальнейшего
педагогического сопровождения участия детей в деятельности Движения.
.3. Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты могут быть рассмотрены на личностном уровне.
Характеристика уровня компетентности участника программы:
- владеет знаниями о ценностях и направлениях деятельности Движения;
- владеет знаниями, умениями, навыками организаторской деятельности;
- владеет проективными умениями, необходимыми для участия и организации
различных видов деятельности,
- владеет коммуникативными навыками, навыками командной работы, навыками
самоорганизации, самопрезентации, планирования работы.
Конечный результат может быть рассмотрен на уровне конкретного образовательного
учреждения:
- формирование первичных отделений Движения и увеличение активных его
участников;
- повышение активности участников программы, изменение позиции от зрителя и
исполнителя до организатора и автора собственного проекта,
- повышение качества организуемых мероприятий и реализуемых программ и проектов.
Конечный результат может быть рассмотрен на региональном уровне:
- включение

участников

программы

в

деятельность

региональных

отделений

Движения,
- участие в разработке и реализации социально значимых проектов для детей и
молодежи области.
3. Механизмы реализации программы
3.1. Основные формы и методы работы.
Тематическая программа, ее цели и задачи реализуются в ходе смены через следующие
мероприятия:
- систему разновозрастных объединений;
– программу отрядной работы;
- проектную деятельность;
– деятельность Workshop (тематических клубов);
- дополнительные творческие объединения;
– органы самоуправления;
- систему наставничества;
- комплекс педагогического сопровождения;
- профилактика безопасного поведения;
- здоровьесберегающие технологии;
– систему общелагерных мероприятий коллективно-творческого социально значимого
характера;
– систему стимулирования участия в деятельности;

– программу учебно-развивающих занятий и мастер-классов.
Система разновозрастных объединений
Целью введения данной системы была апробация новой формы взаимодействия
разновозрастных детей в рамках временного коллектива и достижение планируемых
результатов. Летняя оздоровительная кампания 2025 года будет реализована через систему
разновозрастных отрядов, вот уже девятый год данная система демонстрирует высокие
показатели эффективности взаимодействия разновозрастных групп. В течение всей смены
222 отдыхающих будут разделено на четыре объединения в количестве 55 человек в возрасте
от 6 до 16 лет. Методика разновозрастных объединений позаимствована у известного всем
отряда «Каравелла» под руководством Л.А. Крапивиной.
В

целом,

педагогика

имеет

огромное

количество

примеров

существования

разновозрастных объединений – далее РВО. Например, методику Штайнера (Вальдорфская)
нередко называют «педагогикой равных возможностей», ведь все дети становятся равны и
имеют одинаковые шансы, независимо от возраста. Все существующие системы выделяют
одни и те же преимущества разновозрастных объединений. Это:
- более широкие возможности для овладения культурными ценностями,
- успешность освоения различных социальных ролей,
- преобразование имеющегося опыта старших и обогащение, развитие опыта младших
детей,
- социальную и социально-психологическую защиту в виде помощи старших младшим
при организации их жизнедеятельности, поддержки тех детей, которые не могут реализовать
себя по тем или иным причинам в группе сверстников,
- подготовку к социальной самозащите, предполагающей формирование навыков
принятия самостоятельных решений в сложных ситуациях, умения устанавливать контакты с
различными людьми в постоянно меняющихся условиях,
- преодоление психологической депривации,
- выработку стиля поведения, укрепление процессов преемственности, общения,
межвозрастного сотрудничества, совместного управления, которые обеспечивают процессы
развития каждой личности и всего разновозрастного коллектива в целом,
- обогащение внутреннего потенциала личности ребенка, через овладение социальной
ролью взрослого, получение опыта ответственности за другого человека, приобретение
навыков

организаторской,

трудовой,

спортивно-оздоровительной,

интеллектуально-

познавательной, игровой, правозащитной, управленческой и другой деятельностью.
В первые дни смены ребятам предлагается ряд диагностических методик, с помощью
которых будут зафиксированы их личностные установки, такое же тестирование будет
проведено в предпоследний день смены. Изменения будут зафиксированы с помощью
комплекса методик.

Отрядная деятельность играет ведущую роль в реализации программы. В детском коллективе
происходит осмысление участниками ценностных основ Движения, принятие значимости работы в
команде, ценности коллектива. На уровне отряда происходит определение коллективной миссии,
планирование и анализ каждого дня смены, подготовка к мероприятиям программы, устанавливаются
правила и ценностные ориентиры совместной жизнедеятельности.
Отрядные мероприятия являются основным средством формирования временного детского
коллектива, его сплочения, источником интенсивного взаимодействия со сверстниками, ресурсом развития
самостоятельности и формирования субъектной позиции.
Проектная деятельность
Проектная деятельность – это форма организации совместной деятельности детей,
совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на
достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для
обучающихся и оформленной в виде конечного продукта.
Исследовательский, проектный подход, примененный в данной программе, помогает
ребенку увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину
природы как связного целого. Самостоятельные работы занимают особое место в
практической реализации исследовательского подхода в обучении. Процесс обучения
началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных
особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской
культуры школьника.
Самоуправление
Для реализации цели в лагере формируются органы самоуправления.
Совет лагеря – орган, который обеспечивает жизнедеятельность всего лагеря. Совет
планирует работу на смену, анализирует деятельность лагеря, координирует и корректирует
деятельность всех служб лагеря.
Экспертный

совет

–

орган,

который

обеспечивает

общелагерную

систему

стимулирования, координирует взаимодействие отрядов в течение всей смены.
Совет дела – сводный отряд, обеспечивающий организацию общелагерных дел в
соответствии с планом-сеткой смены.
Медиацентр лагеря создается с целью освещения основных событий смены, ведения
официальных групп лагеря в социальных сетях.
Сводный дежурный отряд обеспечивает соблюдение основных режимных моментов
дня.
Планируемые личностные результаты деятельности в данном направлении: расширение
знаний и представлений о способах организации ученического самоуправления, развитие
личностных компетенций подростков (инициативность, уверенность в себе, общительность,
ориентация на развитие, конструктивное отношение к себе и др.), практический опыт в

области организаторской деятельности и социального проектирования. Приобретенные
знания и опыт помогут подросткам развивать свою деятельность как активного участника
школьного самоуправления в своем образовательном учреждении.
Система наставничества
С первого дня за новичком (или несколькими новичками) закрепляется «учитель», на
практике - это опытный вожатый. Изучение техник и методик работы с детьми,
конкурентных преимуществ конкретной детской программы, корпоративной культуры
детского лагеря - все идет непосредственно под руководством старшего товарища.
Наставничество выполняет следующие функции:
▪

эффективная и систематическая передача знаний, опыта наиболее успешных вожатых

новичкам;
▪

передача корпоративных ценностей лагеря, функция «общественной памяти»,

сохранения и накопления опыта вожатского опыта;
▪

обеспечение системности, целостности обучения, контроль за усвоением знаний;

▪

мотивирующая функция:

▪

для опытных вожатых – статус наставника, реализация потребности в

признании, уважении;
Данная система является многоуровневой, т.к. за опытным воспитателем также
закреплён свой наставник – это начальник лагеря. Данная система позволяет снизить риски
некомпетентности набираемых кадров, а также утечки данных кадров.
3.2. Комплекс педагогического сопровождения
Педагогическое сопровождение, направленное на формирование временного детского
коллектива

для

формирования

детского

временного

коллектива

и

эффективное

функционирование, реализовано через работу мастерских:
-«Лидер-мастерская».
-«Контакт-мастерская».
-«Band-мастерская».
-«Unit-мастерская».
- «Креатив-мастерская».
Содержание мастерских определяется периодом смены и состоит из упражнений с
элементами тренинга для каждого периода.
Использование элементов тренинговых технологий стало привычным и обязательным в
работе отряда. В каждый период смены тренинги подбираются в зависимости от задач,
стоящих перед коллективом, и его состоянием. Грамотный подбор тренингов позволяет
сгладить проблемы адаптации детей в новых условиях, построить правильную линию
взаимоотношений в отряде.

Педагогическое сопровождение, направленное на формирование временного детского
коллектива будет реализовано через работу мастерских, которые соответствуют стадиям
развития временного детского коллектива по А.Н. Лутошкину:
-«Лидер-мастерская».

Это

начальная

стадия

развития

временного

детского

коллектива. Это период первоначального формирования отношений и перспектив будущей
смены. В этот период у детей доминирующая потребность - потребность в адаптации к
новым условиям, т.е. в информации о нормах, требованиях, перспективах нового коллектива.
Комплекс педагогического сопровождения будет выражено через комплекс упражнений и
тренингов, направленных на знакомство и выявление лидеров в коллективе.
-«Контакт-мастерская». Это период укрепления организационной структуры отряда
как заданной среды обитания каждой личности. Наступает этот период сразу после того, как
сформирована официальная структура (отрядное самоуправление), каждый выбрал для себя
поручение ответственности и заботы, определены перспективы на смену, выработаны в
отряде законы жизни и отношений. Этот период должен стать своеобразным фундаментом
для развития отношений в коллективе. В данный период будет предложен комплекс
упражнений и тренингов, направленных на сплочение и некоторые формы взаимодействия в
еще несформировавшемся коллективе.
-«Band-мастерская».

В

ходе

делового

сотрудничества,

непосредственного

взаимодействия, во время которого неизбежно происходит «притирка характеров», отчетливо
проявляются не только достоинства, но и ошибки (недостатки) каждого из ребят. А ещё, одни
ребята удовлетворены перспективами, отношениями и своим местом в этих отношениях, а
другие нет. На фоне формально действующей официальной структуры в отношениях
вырастают скрытые внутренние конфликты, характеризирующиеся отсутствием единства,
пассивностью к деятельности и напряжением в межличностных отношениях. Своё
разрешение период скрытых внутренних конфликтов должен получить в ходе делового
сотрудничества, когда начинается организационно-коллективная деятельность. Именно в
этот промежуток времени эффективными станут упражнения на активное групповое
взаимодействие и снятие агрессии.
-«Unit-мастерская». Доминирующая потребность этого периода у детей - преодолеть
существующее в отряде разобщение. Соответственно и состояние можно охарактеризовать
как морально-волевое напряжение.

Временно актуальность межличностного общения

отступает на второй план, уступая место общению в деятельности. Интенсивно действует
официальная структура, на основе советов дела. В неофициальной структуре намечается
открытие общения замкнутых группировок для «посторонних». На этом этапе будут
предложены упражнения, направленные на активную групповую работу, работу в различных
смешанных группах.

- «Креатив-мастерская». Успешная деятельность по объединению отряда побуждает к
дальнейшему творческому общению. Члены коллектива стремятся к достижению успеха в
совместной деятельности, имеющей общественный смысл, и в которую вовлекаются все
группы. Психологическое состояние коллектива характеризируется радостью коллективного
творчества.
Доминирующая потребность этого периода характеризуется желанием успеха в
творчестве, поиском своего места в общем творческом процессе. Положительный настрой
формирует радостное, творческое состояние у детей.
Содержание межличностного общения - обсуждение творческого процесса. Лидерами
этого общения становятся ребята, приносящие успех в творческих делах.
Профилактика безопасного поведения
Для

реализации

профилактических

программ

используется

сетевая

форма

взаимодействия с субъектами профилактики ВСГО: ТКДН и ЗП, ОГИБДД ММО МВД
России, ВДПО, Верхнесалдинская районная избирательная комиссия.
В рамках общей программы запланирована реализация программы профилактики
«Безопасное лето», которая включает в себя следующие направления (Приложение 2):
- профилактика противоправного поведения детей, жестокого обращения с детьми
(социальные партнёры: ТКДН и ЗП);
- профилактика экстремизма, терроризма и воспитание толерантности (социальные
партнёры: Комитет по делам молодёжи Администрации ВСГО);
- профилактика детского травматизма и безопасности жизнедеятельности, правил
поведения детей в быту, при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях (социальные
партнёры: ГИБДД, Госпожнадзор);
- формирования навыков ЗОЖ.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение
здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Условия отдыха детей и подростков вносят большой вклад в формирование их
здоровья. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и
санитарным состоянием лагеря.
Физическое

воспитание

в

течение

лета

имеет

специфические

особенности,

обусловленные сравнительно коротким периодом пребыванием в лагере, разнообразием
контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и
физической

подготовленности.

физкультурно-оздоровительных

Эти
и

особенности

учитываются

спортивно-массовых

воспитание направлено на решение следующих задач:

при

организации

мероприятий.

Физическое

- укрепление здоровья, содействие физическому развитию и закаливанию детей;
- совершенствование у детей умений и навыков в естественных видах движений;
- привитие интереса и привычки к занятиям физической культуры и спорта.
Имеет следующие направления:
-

Отрядная спортивная работа (внутриотрядные соревнования)

-

Массовая спортивная работа (спортивные конкурсы, соревнования по различным
видам спорта, подвижные и спортивные игры, соревнования по многоборьям,
турниры по настольному теннису, бадминтону, спартакиады).

-

Учебно-тренировочные занятия секций, команд по разным видам спорта.

-

Агитационно-пропагандистская

работа

(о

пользе

систематических

занятий

физическими упражнениями, о пользе гимнастики, о лучших спортсменах, об
Олимпийских играх, о спортивных событиях в лагере, стране и мире, о новых
рекордах, о видах спорта и т. д.)
Для стимулирования и поддержки спортивного воспитания в ОЛ ведется рейтинговая
система отслеживания как личных, так и командных достижении.
На всем протяжении смены реализуется образовательная программа, включающая в
себя учебно-развивающие занятия, мастер-классы и работу тематических клубов.
Учебно-развивающие занятия «Азбука Первых» (УРЗ)
Направлены на развитие социальной активности подрастающего поколения, развитие
лидерских качеств, формирование знаний, умений, навыков по самоорганизации и
организации других. Занятия способствуют получению азов знаний и умений для повышения
дальнейшей самостоятельности по реализации своих инициатив (мероприятий, событий).
Основные темы: лидерство,

организаторская деятельность, коммуникация, правила

эффективного общения, приемы творческого мышления, массовые настроения, имидж
команды.
Мастер-классы (МК)
Предполагают передачу участникам смены прикладных знаний и отработку навыков,
которые пригодятся им в течение дня. Таким образом, основная задача мастер-класса –
подготовить отряд к специфической, новой для него творческой созидательной активности и
повысить качество его работы.
Workshop (Тематические клубы)
Одной из составных частей программы профильной смены, «Время Первых» является
реализация

проекта

«На

шаг

впереди».

Его

цель

–

расширение

возможностей

дополнительного образования, подготовка ребят к активной, социальной и творческой
деятельности. В ходе всей летней кампании для детей работали несколько пространствплощадок, способствующих самореализации и самовыражению. Они носят название
«Workshop».

После торжественного открытия проекта «На шаг впереди» (презентации

направлений «Workshop») каждый смог выбрать наиболее интересный для себя вид
деятельности, объединиться с единомышленниками по следующим направлениям: «Мода
сказки», «Лаборатория красоты» (работа со своей собственной внешностью и внутренними
качествами), «Волшебный бисер» (декоративно-прикладное творчество), «Танцевальная
революция», «Театральная 7я» (развитие творческих способностей) и т. п. В течение всей
смены участники работали над проектом по своей направленности. Финалом работы центров
стал фестиваль-ярмарка «На шаг впереди», где все участники смогли представить результаты
своей деятельности или какой-либо продукт, создаваемый в течение смены. «Workshop»
работали через день, занятия проходили в специально-подготовленных помещениях.
Желающие подростки так же смогли стать организаторами мастер-классов для сверстников.
Помимо профильных воркшопов, в лагере работали творческие объединения
дополнительного образования. Программа работы объединений в Учебно-тематическом
планировании выстраивается по тематике смен.
Дополнительные творческие объединения:
1.

«Текстильная кукла»;

2.

«Волшебная глина».

3.3. Общелагерные мероприятия
Они отвечают целям и задачам каждого периода смены, позволяют реализовать
тематику дней, обеспечивают включение участников в разнообразные виды и формы
деятельности.
Массовый характер таких мероприятий позволяет предъявлять всему лагерю общие
нормы поведения, задавать образцы деятельности, подчеркивать общественную значимость
события, усиливать его эмоциональность. Также во время участия в общелагерных
мероприятиях продолжается формирование первичных коллективов (отрядов), происходит
закрепление знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Принципы коллективной
творческой деятельности реализуются через соорганизацию общелагерных мероприятий
детьми и педагогами. Это может выражаться в активности участников в течение
мероприятия, в предварительной подготовке своего выступления в рамках события, в
организации общелагерного мероприятия отрядом или сводной группой (совет дела).
Можно назвать удачными и новые формы организации общелагерных мероприятий:
• полигонные игры,
• геокешинг – квесты;
• SMS-игры,
• арт-эстафеты,
• квесты,
• мастер-классы,
• дайджесты,

• лонг-мобы,
• флэш – мобы,
• хеппининги,
• стартинейджер,
• пиар-кампания,
• познавательные площадки,
• творческие исследования,
• киночасы,
• закрытые показы,
• арт-галереи,
• презентации проектов,
• «Dropbox» - игра
Направленность программы –

развитие лидерских и коммуникативных качеств

детей. Программа смены включает в себя следующие направления деятельности и формы
организации общелагерных мероприятий:
1. Нравственно-просветительское направление ориентировано на приобщение молодежи к
ценностям Движения Первых, традиционным российским ценностям, истории и культуре
Отечества и родного края.
Формы проведения:
– литературно-музыкальные композиции;
– классные встречи;
– экскурсии, выставки;
– день Отечества;
– народные гуляния;
– социальные акции;
– спектакли.
2. Образовательно-развивающее направление реализуется по специальным методикам,
разработанным

для

применения

в

условиях

лагеря,

в

основе

которых

лежит

исследовательская деятельность, эксперимент, игра, командное выполнение поставленных
задач. Ориентировано на формирование и развитие необходимых знаний и умений для
организации различных видов деятельности. Данная деятельность предполагает личностное
развитие молодого человека, а также формирование навыков и умений командной работы,
неконфликтного взаимодействия, делового общения.
Формы проведения:
– учебно-развивающие занятия;
– мастер-классы;
– клубы;

– групповые тренинги;
– ролевые и деловые игры;
– массовые дела творческого характера;
– тематические дни.
3. Досуговое направление ориентировано на эффективную организацию свободного времени
детей, развитие навыков самоорганизации свободного времени.
Формы проведения:
– конкурсные программы;
– концерты;
– игровые программы;
– КТД;
– ярмарки;
– экскурсии.
4. Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на здоровьесберегающие
технологии, развитие у детей навыков здорового образа жизни, выстраивание рационального
режима отдыха, питания, физических нагрузок, занятия, формирующие навыки заботы о
собственном здоровье.
Формы проведения:
– утренние зарядки;
– спартакиада;
– спортивные клубы;
– эстафеты.
5.

Гражданско-патриотическое

направление

ориентировано

на

воспитание

гражданственности, патриотизма, развитие чувства неравнодушия к судьбе Отечества, к его
прошлому, настоящему и будущему, мотивации участников к реализации и защите интересов
Родины.
Формы проведения:
– ритуалы поднятия флага;
– литературно-музыкальные композиции;
– творческие гостиные;
– классные встречи;
– смотр строя и песни.
3.4. Игровая модель смены
Замысел смены состоит в том, чтобы, сохраняя и развивая облик воспитательной
системы лагеря, придать жизнедеятельности детей в этой смене сюжетно-ролевой контекст,
что предоставит детям возможность проявить инициативу, активность, оперировать
близкими им понятиями и ориентирами.

На второй день смены на общелагерном мероприятии участникам презентуется игровая
модель смены и соответствующая ей общелагерная система стимулирования.
Дети, горожане, в течение всей смены строят город своей мечты. Это достигается
посредством участия и победами в различных творческих конкурсах, соревнованиях и играх,
интеллектуальных викторинах, музыкальных мероприятиях, участием в дополнительных
активностях и вызовах, продвижением станицы своего города в социальных сетях.
Цель и задачи участников игровой модели.
Застроить локации на карте города, максимально увеличить свой капитал, заполнить
батарейку активности и активно продвигать страницу своего города в социальных сетях
Каждая локация города, соответствует одному из 12 направлений деятельности РДДМ
«Движение первых»:
1) образование и знания «Учись и познавай!»;
2) наука и технологии «Дерзай и открывай!»;
3) труд, профессия и свое дело «Найди призвание!»;
4) культура и искусство «Создавай и вдохновляй!»;
5) волонтерство и добровольчество «Благо твори!»;
6) патриотизм и историческая память «Служи Отечеству!»;
7) спорт «Достигай и побеждай!»;
8) здоровый образ жизни «Будь Здоров!»;
9) медиа и коммуникации «Расскажи о главном!»;
10) дипломатия и международные отношения «Умей дружить!»;
11) экология и охрана природы «Береги планету!»;
12) туризм и путешествия «Открывай страну!».
Каждый отряд в течении смены изучает из направлений деятельности РДДМ
«Движение первых, что формирует у участников представление о Движении путем
популяризации миссии, ценностей, направлений его деятельности. По окончанию программы
все содружества на коллективно-творческом деле «Мы в движении», представляют итоговый
проект, где они представляют одно из направлений движения.
Игровое поле:
В холле клуба будут расположены 4 объёмных макета и 4 информационных баннера
соответствующие городам. Каждый информационный баннер отражает: название и
символику города, фото мэра, электронный кошелек, батарейку активности и ссылка на
официальную страницу города в социальных сетях. Каждый макет разделен 12 городских
локаций. Для заполнения локаций карты содружеству необходимо выкупить объекты
инфраструктуры (больница, спортивный комплекс, школа, здание администрации) и
установить их на карту. Покупки объектов инфраструктуры и привилегий совершаются за

валюту лагеря – содрики. Содрики отмечаются в электронном кошельке, как и история
операций (участие в мероприятиях и т.д.)
Деньги содружества смогут заработать из следующих источников:
• участие и победы в общелагерных мероприятиях,
• участием в активностях и вызовах,
• работа центров самоуправления,
• продвижением станицы своего города в социальных сетях.
Победители будут выявляться по следующим номинациям:
1 номинация «Большой капитал» - оценивается общий баланс электронного кошелька.
2 номинация «Команда №1» - оцениваются активное участие в дополнительных
активностях и выполнение вызовов.
3 номинация «Лучшие маркетологи» - оценивается ведение страницы в социальных
сетях и их показатели.
Гран-при «Мегаполис» - оценивается по лучшим показателям во всех 4 номинациях.
Использование

такой

наглядной

системы

поощрения,

во-первых,

обеспечит

соревновательность отрядов, стимулируя их к активной деятельности. Во-вторых, позволит
каждому отряду оценивать свои текущие достижения и корректировать работу. В-третьих,
позволит детям легче запоминать события прожитых дней и усваивать их содержание,
ассоциируя с конкретным символом. В-четвертых, в доступной и наглядной форме
продемонстрирует участникам механизм самосовершенствования, развития личности через
накопление багажа знаний и опыта.
Участники программы и сроки ее реализации
Программа рассчитана на детей возрастных категорий от 6 до 17 лет.
В течение смены участниками программы станут дети из образовательных учреждений
Верхнесалдинского района, в том числе, из многодетных семей, опекаемые, стоящие на
внутришкольном учете и др. Общее количество участников – 222 человека.
4. Этапы реализации программы
4.1. Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что подготовка к летнему оздоровительному сезону лета
2024 года идет в январе – мае 2024 г. и включает в себя:
1. разработку программно-методического обеспечения. Состав рабочей группы:
заместитель директора Долбилова Ю.С., начальник смены Прояева М.А., педагогиорганизаторы
2. подбор, конкурсный отбор и обучение программного педагогического персонала.
Проведение итоговой диагностики в виде выпускного экзамена для обучающихся по
программе «Вожатый.ru» (3 года обучения), в результате которого из 180 обучающихся для
трудоустройства в качестве вожатого допущены 40 человек; набор основных сотрудников

начинается в феврале 2024 года, основным критерием является педагогическое образование и
наличие курсовой подготовки по профилю деятельности.
3. участие педагогических и иных кадров «ДЮЦ» в работе региональных и
федеральных

мероприятий

(курсов,

семинаров,

научно-практических

конференций,

конкурсов и др.), направленных на подготовку к летнему оздоровительному сезону 2024 года
в Свердловской области;
4. прохождение профилактического медицинского осмотра педагогических кадров;
оформление документации (личных дел, приказов, договоров и др.); предпрограммную
диагностику интересов и ожиданий детей и подростков, их родителей, а также педагогов.
4.2. Организационный этап
Этот этап осуществляется непосредственно в рамках летней смены. Основной
деятельностью является: встреча детей и комплектование групп по месту проживания
(содружеств), их знакомство и сплочение; создание условий для осознанного принятия
детьми правил, норм, требований жизнедеятельности в лагере, знакомство детей и
подростков с правилами жизнедеятельности отряда и лагеря; разработка и оформление
документации

лагеря

(организационные

и

программно-методические

документы);

проведение диагностики по выявлению интересов, ожиданий детей, их организационного,
лидерского и творческого потенциала; формирование органов соуправления (дети и
педагоги) и начало их деятельности; запуск игровой модели.
Отрядные дела на данном этапе являются основным средством формирования
коллектива, его сплочения: КТД, в том числе малые формы,
игры, огоньки знакомств, организационные сборы отряда и другие.
4.3. Основной этап. 1 этап (учебно-демонстрационный)
Он включает реализацию следующих основных положений программы: реализация
основной идеи, мероприятий и принципов игровой модели, учебно-развивающих занятий,
мастер-классов, разворачивание деятельности клубов и воркшопов развивающего и
прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей, реализацию обучающих и
развивающих творческих программ и проектов; включение детей в различные виды
индивидуальной, групповой, коллективной творческой деятельности, овладение ребенком
знаниями и умениями, навыками самоопределения в выборе видов деятельности, роли и
позиции в детском объединении, отвечающем ожиданиям, интересам и потребностям
ребенка в саморазвитии; создание условий для проявления индивидуальности каждого
ребенка, его творческого и духовно-нравственного потенциала; создание условий для
деятельности органов детского соуправления; корректировка ценностно-мотивационных
норм общения, поведения, отношений и деятельности.
4.4. Основной этап. 2 этап (демонстрационно - закрепляющий)

Состоит из таких моментов: организация разнообразной творческой деятельности при
активном участии детей в ее разработке и проведении; создание условий для демонстрации
самодеятельности и самостоятельности участников программы в органах детского
соуправления; показ достижений детей через разные формы: игровые программы, конкурсы,
турниры, спортивные состязания, трудовые акции и др.; показ знаний, умений и навыков,
полученных в работе клубных и иных детских творческих объединений; корректировка
межличностных и групповых отношений и взаимодействий; анализ индивидуальных и
групповых действий, направленных на мотивацию успешности участников программы в
разных видах деятельности.
4.5. Заключительный этап
Основной идеей данного этапа является подведение итогов работы по программе, а
именно: групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений в
рамках программы «Время Первых», организация акций, снимающих психологическое
состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом; проведение итоговой
диагностики участников программы; оценка и самооценка участниками смены личностнозначимых результатов, полученных в результате участия в реализации программы;
проведение психолого-педагогического анализа результатов деятельности по программе;
создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее
активных ее участников; стимулирование положительных мнений участников смены как
фактора реадаптации детей к возвращению домой.
4.6. Постлагерный период (этап последействия)
Это: рефлексия; самоопределение ребенка и его выводы по поводу того, оправдались ли
его ожидания от смены; формирование решения у ребенка о поездке (или отказе) в лагерь
еще раз; всесторонний и глубокий анализ деятельности смены (положительных и
отрицательных моментов), проведенной работы, обобщение достигнутых результатов;
продвижение творческих работ участников программы для участия в федеральных,
республиканских и др. творческих конкурсах и др.; участие педагогов в итоговых научнопрактических конференциях, семинарах и др. по подведению итогов лета 2024 года;
публикация аналитических методических материалов по итогам реализации программы в
научно-методических изданиях и др.; взаимодействие участников программы в социальных
сетях («ВКонтакте», «Одноклассники» и др.).
5. Содержание программы смены
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовно-нравственным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы,
погружение в историю народов России, воспитание чувства сопричастности к общим корням

и ответственности за судьбу народов России и мира в целом; правилам и нормам поведения в
российском обществе. А также предполагает создание условий для личностного развития,
самоопределения и самореализации участников на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, их вовлечения в жизнедеятельность
первичных отделений Движения.
При реализации программы используются различные образовательные технологии:
обучение в сотрудничестве, индивидуализация и дифференциация обучения, проектные
методы обучения, технологии использования в обучении игровых методов, рефлексивная
технология.
Торжественная церемония открытия смены «Россия – мой дом!», позволит участникам
почувствовать

причастность

к

истории

лагеря,

ценностям

Движения,

осознать

ответственность за свои действия перед отрядом и всем лагерем. В течение всей смены
отдыхающие примут участие в крупных мероприятиях различной направленности.
Увлекательный брейн-ринг "Научные бои" в формате интеллектуального состязания по
научной тематике погрузит детей в мир научных открытий.

Это образовательное

мероприятие, на котором дети узнают о знаменитых ученых, научных открытиях и
изобретениях. Закрепить и показать свои знания ребята смогут на квесте "Зов знаний". Где
они проявят свою смекалку в решении разных загадок и головоломок на тему открытий,
науки и образования.
Сформировать сопричастность к российской истории и гордости за причисление себя к
гражданам страны, узнать о правах и обязанностях несовершеннолетних, Конституции РФ,
символах Российского государства, истории и праздниках, о людях, проживающих на
территории нашей страны дети смогут во время игры по территории "Я - патриот".
Воркшоп "Здоровье-молодость-успех" позволит ребятам повысить уровень и качество
знаний в области безопасности жизнедеятельности, первой помощи и здорового образа
жизни, а также применить все это на практике.
Заложить реальные представления ребят о возможностях своих профессиональных
намерений

поможет кейс-стади

"Есть вопросы". Посредством участия в разборе

практических ситуаций дети сформировать актуальное информационное поле, интерес и
чувство ответственности к выбору профессии. Продолжит привлечение внимания
подростающего поколения к миру профессий арт-эстафета "Атлас профессий"на которой
участники креативно отразят все разнообразие профессионального мира и их важность для
людей.
Мы живем в многонациональной стране, где проживают разные народы мира, каждый
из которых обладает своей уникальной культурой. Сформировать у ребят представления о
многообразии и художественной самобытности культуры народов мира, уважительного

отношения к ней, а также творчески себя проявить поможет QR-код игра "Из(л)учение
культуры". Во время ролевой игры "Вокруг света за 1 день" более подробно будут
рассмотрены

обычаи,

традиции

и

культура

разных

народов

и

национальностей,

проживающих на территории Российской Федерации.
Что такое волонтерство? Какой вклад вносит волонтерское движение в развитие
общества? Какие проблемы волнуют волонтеров? Как выглядит портрет современных
волонтеров? На эти и многие другие вопросы найдут ответы участники деловой игры "Это не
мелочи".
Клип-Фест "Здесь и сейчас" даст возможность ребятам выразить свою точку зрения на
актуальные для них социальные проблемы и предложить пути их решения.
В течении смены для детей будут проводится учебно развивающие занятия «Азбука
первых» по следующим направлениям: развитие детского коллектива, правила общения,
коллективно-творческая деятельность, конструирование мероприятий, имидж и публичное
выступление, самоорганизация и тайм-менеджмент, лидерство и руководство.
В «Движении первых» каждый сможет найти направление по душе. А что из себя
представляют эти направления? Крупным мероприятием, связующим тематику всей смены,
будет являться коллективно-творческое дело «Мы в движении», для которого ребята
подготовят и покажут визитки, где они представят одно из направлений движения.
Торжественным завершением смены, станет итоговый сбор «До новых встреч». Он
позволит подвести содержательныхе итоги смены, отметить общелагерные достижения и
получить жизнеутверждающее напутствие для дальнейшей самореализации участников.
Планируемые результаты программы
Обучающие:
1.Приобретение знаний о Российском движении детей и молодежи.
2. Овладение эффективными формам подготовки и проведения социально - значимых
мероприятий.
3. Умение планировать, организовывать и проводить образовательные события.
Развивающие:
1.Повышение организаторских и лидерских способностей, коммуникативных умений и
навыков межличностного и делового взаимодействия.
2.Повышение

навыков

эффективного

взаимодействия

в

коллективе,

навыков

публичного выступления.
Воспитательные:
1.Сформированность чувства коллективизма: навыков взаимопомощи в совместные
действия в организации общественной деятельности внутри отряда и лагеря.
2. Включенность участников в самостоятельное продолжение освоения полученных
знаний после завершения смены

Эффективность реализации программы отслеживалась несколькими способами в
соответствии с поставленными задачами:
Способы оценки эффективности реализации программы: наблюдение (поведение
ребенка, умение взаимодействовать с другими членами временного детского коллектива,
отношение

ребенка

к

себе

и

окружающим,

эмоциональное

состояние

ребенка),

использованы

методики

анкетирование, отзывы детей и родителей.
Для

эффективного

анализа

реализации

программы

отслеживания: В начале смены проводится анкетирование детей с целью выявлениях их
интересов, мотивов пребывания в лагере. А также с детьми и подростками проводится
диагностика психоэмоциональной комфортности на начало смены. Ежедневно проводится
рефлексия мероприятий. В конце смены проводится анкетирование родителей (законных
представителей) с целью выявления степени удовлетворенности работой лагеря, а также
блиц-опрос детей и подростков с целью изучения результативности образовательновоспитательного процесса в лагере и выявление оправданных ожиданий.
6. Необходимые условия реализации программы
6.1. Финансовое обеспечение программы
Финансирование

лагеря

обеспечивается

за

счёт

трёх

источников:

бюджет

Верхнесалдинского городского округа, субсидии из областного бюджета и родительская
плата.
6.2. Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
1.

Конвенция ООН о правах ребенка.

2.

Конституция РФ.

3.

Концепция Развития дополнительного образования детей (Распоряжение

Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р);
4.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации».
5.
организации

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка
и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»;
6.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025

года» (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва);
7.

Постановление Правительства Свердловской области № 900-ПП от 7.12.2007

«ОБ утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года».

8.

Письмо Минобрнауки России от 01.04.2014 № 09-613 «О направлении

методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию
образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и
оздоровление детей»)
9.

Письмо

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

«Методические рекомендации по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей»
от 20 июля 2017 года № П З818/09;
10.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020

№28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
11.

Постановление Правительства Свердловской области от 03.08.2017 №558-ПП

«О мерах по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в Свердловской
области» (в редакции 18.06.2020 г.)
12.

Закон Свердловской области от 15.06.2011г. №38-ОЗ «Об организации и

обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области» (в редакции 03.03.2020
г. №23-ФЗ);
13.

Постановление Правительства от 19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении

государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и
реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года» (в редакции от
15.04.2021 № 218-ПП);
14.

Методические рекомендации по примерному содержанию и разработке

оздоровительно-образовательных

программ

организаций

отдыха

и

оздоровления

Свердловской области 2018 г. (Региональный Центр координации деятельности по
организации отдыха и оздоровления детей Свердловской области);
Документы, регламентирующие работу лагеря:
-

Устав

Муниципального

автономного

образовательного

учреждения

дополнительного образования «Детско-юношеский центр» от 07.09.2015 № 235.
- Положение о структурном подразделении "Оздоровительный лагерь "Лесная сказка",
- Положение о загородном оздоровительном лагере "Лесная сказка",
- Договор с родителями,
- Положение об оплате труда работников загородного оздоровительного лагеря
"Лесная сказка",
- Должностные инструкции работников лагеря,
- Пакет инструкций по охране труда, иные локальные акты.
6.3. Кадровое обеспечение программы:
Важной

составляющей

частью

программы

является

тщательный

подбор

педагогического и иного персонала. Ведется подбор и отбор высококвалифицированных

специалистов в сфере организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей.
Руководители групп по месту проживания (отрядов), воспитатели – это опытные педагоги,
неординарные, творческие личности. Вожатые – студенты ведущих вузов Свердловской
области, креативные, обладающие хорошими коммуникативными и организаторскими
навыками.
Штатное расписание лагеря:
-начальник лагеря - 1ст.;
-методист - 1,5 ст.;
-педагог ДО - 3 ст.;
-концертмейстер - 1 ст.;
-инструктор по физической культуре - 1 ст.;
-педагог-организатор - 2 ст.;
-воспитатели - 14 ст.;
-вожатые - 7 ст.;
-обслуживающий персонал-24 ст.
Отрадно,

что

выпускники

лагеря

возвращаются

и

работают

вожатыми

и

воспитателями. Дополнительное образование реализуют педагоги "Детско-юношеский
центр". Полноправные члены коллектива - помощники вожатых, которые обучаются в
течение учебного года в "ДЮЦ" по дополнительной образовательной программе "А-Я.
Вожатый".
6.4. Методическое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы – это целенаправленный процесс и результат
оснащения

педагогов,

рекомендациями,

воспитателей

которые

и

способствуют

вожатых

методическими

эффективной

работе

в

средствами
лагере.

и

«ДЮЦ»

осуществляется методическую подготовку педагогических кадров через:
1)

Проведение серии обучающих семинаров и педагогических советов для

сотрудников,
2) Дистанционное повышение квалификации сотрудников лагеря,
3) Участие в Межрегиональном форуме руководителей и педагогов по организации и
оздоровлению детей в ЗОЛ.
4)

Организация курсов повышения квалификации специалистами «Детско-

юношеского центра» по теме: «Проектирование воспитательной деятельности в организации
отдыха и оздоровления детей».
6.5. Материально-техническая база
Материально-техническая база достаточна для полноценной реализации летнего
отдыха: удобное расположение корпусов, спортивные площадки, спортивный инвентарь и
тренажёры, музыкальное и световое оборудование, игры, библиотека, театральный реквизит.

Для реализации технической составляющей программы имеется:
1. Ноутбук Asus X540SA Pen-N3700/2G/500/15.6"/W10/Black – 5 штук.
2. Ноутбук Lenovo ideapad 330 - 5 штук.
3. Проектор – 5 шт.
4. Флипчарт – 3 шт.
7. Партнёры программы и сетевое взаимодействие
Профилактика безопасного поведения
Для

реализации

профилактических

программ

использовалась

сетевая

форма

взаимодействия с субъектами профилактики ВСГО: ТКДН и ЗП, ОГИБДД ММО МВД
России, ВДПО, Верхнесалдинская районная избирательная комиссия.
В рамках общей программы запланирована реализация программы профилактики
«Маленькие дети и с большими возможностями», которая включает в себя следующие
направления (Приложение):
- профилактика противоправного поведения детей, жестокого обращения с детьми
(социальные партнёры: ТКДН и ЗП);
- профилактика экстремизма, терроризма и воспитание толерантности (социальные
партнёры: Комитет по делам молодёжи Администрации ВСГО);
- профилактика детского травматизма и безопасности жизнедеятельности, правил
поведения детей в быту, при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях (социальные
партнёры: ГИБДД, Госпожнадзор);
- формирования навыков ЗОЖ.
8.Система контроля и отслеживания результатов
Для мониторинга эффективности программы «Время первых» будет проведена
входящая/выходящая(итоговая) диагностика (Приложение 1). В течении смены мониторинг
будет осуществляется путём проведения мероприятий по тематике смены.
9. Возможные риски и пути преодоления
9.1. Возможные риски
Успешной реализации программы может помешать ряд факторов как объективных, так
и субъективных, а именно:
1. Программно-методическое обеспечение может быть недостаточно полным из-за
отсутствия специальной литературы, пособий и др., что может помешать эффективному
содержательному наполнению и своевременной корректировке программы в ходе ее
реализации.

2. Педагоги и сотрудники лагеря не смогут активно продвигать идеи программы,
выполнять ее основные цели и задачи по причине отсутствия достаточных знаний.
3. Социальные партнеры и иные специалисты (по направлению работы программы) не
будут мотивированы должным образом на участие в смене и не захотят принимать в ней
участие.
4. Недостаточное материально - техническое обеспечение помешает эффективно
осуществлять те цели и задачи, которые определены программой.
9.2. Способы коррекции рисков
С тем, чтобы скорректировать возможные риски, либо совсем исключить их,
необходимо провести следующую работу:
1. Уже на подготовительном этапе (январь – июнь 2025 г.) организовать работу по
подбору методического материала со стороны всех педагогов «ДЮЦ», а не только авторов
программы, сформировав папки по различным тематикам.
2. Для усвоения, освоения и присвоения основных идей, целей и задач программы,
организовать для педагогических работников тематические «установочные» встречи,
семинары - практикумы, тренинги по тематике смены, как в ходе подготовительного этапа,
так и этапов внутри смены (организационного, основного).
3. Организовать встречи с представителями соответствующих учреждений и
организаций.
10. Список литературы
Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации /
Г. А. Аванесова. – Москва: Аспект Пресс, 2006. – 233 с.
Афанасьев С. П. Что делать с детьми в загородном лагере / С. П. Афанасьев, С. В.
Коморин, А. И. Тимонин. – Москва: Новая школа, 1994. – 224 с.
Байбородова Л. В. Воспитательная деятельность педагога в детском оздоровительном
лагере: учебно-методическое пособие / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова К. М. Царькова. –
Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. – 111 с.
Волохов А. В. Воспитательная направленность работы детского оздоровительного
лагеря / А. В. Волохов, И. И. Фришман. – Москва: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. – 126 с.
Данилков А. А. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность,
личность и коллектив: монография / А. А. Данилков, Н. С. Данилкова. – Новосибирск:
НГПУ, 2010. – 183 с.
Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. – Москва:
Педагогика, 1989 г. – 208 с.

Кейс для методиста: пособие для начинающего специалиста в сфере методического
сопровождения деятельности организаторов детских общественных объединений / И. С.
Зарахович, А. Г. Кирпичник, Т. А. Ромм,
Т. В. Трухачева; общая ред. А. Г. Кирпичник, Т. В. Трухачева // Педагогический
бюллетень. – Астана, 2016. – № 3. – 82 с.
Лутошкин А. Н. Как вести за собой / А. Н. Лутошкин. – Москва: Просвещение, 1981. –
208 с.
Немов Р. С. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического
коллектива / Р. С. Немов, А. Г. Кирпичник. – Москва: Педагогика, 1988. – 144 с.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов / Л. Ф. бухова. – М., 2006. –
460 с.
Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах / М. И. Рожков. –
Москва: Владос, 2002. – 169 с.
Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников: Учебное
пособие / Л.И. Уманский. – Москва: Просвещение, 1980. – 160 с.
Устав Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи
«Движение Первых»: утвержден Съездом Общероссийского общественно-государственного
движения детей и молодежи, протокол № 1 от 18-19 декабря 2022 г. // Движение Первых. –
URL: https://будьвдвижении.рф/documents (дата обращения: 28.01.2023).

Приложение 1
Входная, выходная (итоговая) диагностика.
Цель анкетирования: выявить отношение воспитанников к лагерной смене.
Входная анкета
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной,
мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
1. Твои первые впечатления от лагеря?
2. Наша смена в лагере называется «Время Первых»
3. Что ты ждешь от лагеря и от смены «Время Первых»?
4. Что ты знаешь о движении «Движение первых»?
5. Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашей смене интересной и радостной для
всех?
6. В каких делах ты хочешь участвовать?
7. Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
8. Кто твои друзья в лагере?
9. Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
-

Я пришел в лагерь, потому, что...

-

Я не хочу, чтобы…

-

Я хочу, чтобы…

-

Я боюсь, что…
Пожалуйста, напиши также:
Имя ___________ Фамилия___________ Содружество__________________________
Спасибо.
Выходная анкета (в конце смены)

1. Что тебе понравилось в лагере?
2. Что тебе не понравилось?
3. Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему? - Согласен ли
ты еще раз участвовать в смене «Время Первых»?
4. Было ли скучно в лагере?
5. Было ли тебе страшно?
6. Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
7. Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
8. Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
9. Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?

10. Самое важное событие в лагере? Было или оно?
11. Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? Напиши, чему?
12. Готов ли ты вступить в движение «Движение первых»?
13. Закончи предложения:
-

Я рад(а), что...

-

Мне жаль, что…

-

Я надеюсь, что…
Спасибо.
Анкета мнений для родителей о проведенной смене
Цель анкетирования: выявить отношение родителей к прошедшей смене.
1. Считаете ли Вы, что отдых Вашего ребенка, принес ему пользу?
- большую;
- небольшую;
- возможно, пригодятся в жизни.
2. Как относился Ваш ребенок к пребыванию в лагере?
- с удовольствием;
- особой радости не испытывал.
3. Если будет возможность, отправите ли Вы ребенка еще раз?
- обязательно;
-зависит от обстоятельств;
- не знаю.
4. Согласились ли бы Вы, чтобы Ваш ребенок участвовал в движении «Движение

первых»?
- да;
- нет.
5. Ваши пожелания и предложения:
Спасибо.

Приложение 2
План проведения профилактических мероприятий
в рамках профилактической программы
«Безопасное лето»
№
п/п

Название мероприятия

1.

«Едины для всех»

2.

«Здоровый выбор»
(профилактика употребления ПАВ,
рискованного поведения)
«Для тебя сегодня и завтра»
(профилактика противоправного
поведения)

3.

«Пожарный эрудит»
(профилактика пожароопасных
ситуаций)
«Знатоки ПДД»
(профилактика детского дорожнотранспортного травматизма)

4.

5.

1
.

«Едины для всех»

2
.

«Интернет среди нас»
(профилактика компьютерной
зависимости и формирование
интернет-безопасности»
«Гармония в разнообразии»
(профилактика экстремизма в
молодежной среде)
«Светлые надежды – темные
опасения»
(профилактика рискованного
поведения»
«Готовность 01»
(профилактика пожароопасных
ситуаций)

3
.
4
.

5
.

1
.

«Едины для всех»

Форма
мероприятия

1 смена
Разработка единых
правил проживания в
лагере
Игра-марафон

Деловая игра

КВИЗ-игра

Игра по станциям

2 смена
Разработка единых
правил проживания в
лагере
Игра-путешествие

Взаимодейст
вие с
субъектами
профилактик
и

Субъекты
воспитател
ьного
процесса

6,5 -18 лет

ГБУЗ СО
Верхнесалдин
ская ЦРБ
Верхнесалди
нская
городская
прокуратура
Пожарноспасательная
часть № 33
ОГИБДДМО
МВД
Верхнесалдин
ский

6,5 -18 лет

11-18 лет

6,5 -10 лет

6,5 -18 лет

6,5 -18 лет

Педагогорганизатор
«ДЮЦ»

6,5-11 лет

ТКДН и ЗП

11-18 лет

Занятие с
элементами
тренинга

МКУ
«Молодежны
й центр»

11-18 лет

Образовательный
квест

Пожарноспасательная
часть № 33

6,5 -11 лет

Квиз-игра

3 смена
Разработка единых
правил проживания в

6,5-18 лет

4.

5.

6.

7.

2
.

«ПРОФИлактика»
(профилактика деструктивного
поведения)

3
.

Пожарная эстафета
(профилактика пожароопасных
ситуаций)
«Твой выбор»
(профилактика деструктивного
поведения)
«Завтра начинается сегодня»
(профилактика противоправного
поведения)

Правовой ринг
(профилактика противоправного
поведения)
"Ценим настоящее, верим в
будущее!"
(профилактика экстремизма)

лагере
Игра по станциям

Верхнесалди 6,5-18 лет
нская
городская
прокуратура
Игра по территории
Пожарно6,5-18 лет
спасательная
часть № 33
Интерактивная
ГБУЗ СО
6,5-18 лет
беседа
Верхнесалдин
ская ЦРБ
Занятие с
Педагог6,5-18 лет
элементами
психолог ГАУ
тренинга
«СРЦН
Верхнесалдин
ского района»
Квиз - игра
МКУ
11-18 лет
«Молодежны
й центр»
Конкурс рисунков
ТКДН и ЗП
6,5 -18 лет
4 смена
Разработка единых
правил проживания в
лагере
Деловая игра

1.

«Едины для всех»

2.

«Жизнь без насилия!»
(профилактика жестокого
обращения и насилия)

3.

«Норма жизни!»
(профилактика деструктивного
поведения среди
несовершеннолетних)
"Безопасность глазами детей"
(комплексная безопасность)

Образовательный
квест

«7я и семейные ценности»
(формирование семейных ценностей)

Интерактивная
игра

4.

5.

1.

2.

«Едины для всех»

«Только так!»
(популяризация ценностей ЗОЖ)

Игра по станциям

6,5-18 лет

Верхнесалди
нская
городская
прокуратура
ТКДН и ЗП

11-18 лет

Педагогорганизатор
«ДЮЦ»
Педагогпсихолог ГАУ
«СРЦН
Верхнесалдин
ского района»

6,5 -11 лет

5 смена
Разработка единых
правил проживания в
лагере
Игра, с
ГБУЗ СО
использованием
Верхнесалдин
интерактивной
ская ЦРБ

6,5 -16 лет

11-18 лет

6,5 -18 лет

11-18 лет

3.

«Безопасность – мой выбор»
(профилактика деструктивного
поведения)

выставки
Занятие с
элементами
тренинга

4.

«Знай правила движения, как
таблицу умножения!»
(профилактика нарушения ПДД)

Квест- игра

5.

«Семья талантов»
( популяризации традиционных
семейных ценностей)

Творческий
фестиваль

Педагогпсихолог ГАУ
«СРЦН
Верхнесалдин
ского района»
ОГИБДДМО
МВД
Верхнесалдин
ский
МКУ
«Молодежны
й центр»

11-18 лет

6,5 -11 лет

6,5 -18 лет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».