Программа организации 1 смены Сохраняя традиции

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детско – юношеский центр»
Структурное подразделение
Загородный оздоровительный лагерь «Лесная сказка»

Дополнительная общеразвивающая программа
«Сохраняя традиции»
2025 год

Составитель:
Серебрякова Юлия Дмитриевна,
педагог – организатор «ДЮЦ»,
I квалификационной категории
89068003674,
Larshina_95@mail.ru

Содержание
1

Пояснительная записка

3

2

Целевой блок программы

6

3

Механизмы реализации программы

7

4

Этапы реализации программы

16

5

Содержание программы «Театральный сезон»

17

6

Необходимые условия реализации программы

18

7

Партнёры программы и сетевое взаимодействие

22

8

Система контроля и отслеживания результатов

23

9

Возможные риски и пути их преодоления

24

10

Список литературы

25

2

1. Пояснительная записка
Загородный оздоровительный лагерь «Лесная сказка» — это современная площадка
для организации отдыха, оздоровления и воспитания детей и подростков. Лагерь
располагается в лесной зоне, что создаёт благоприятные условия для физического,
эмоционального и личностного развития учащихся. На территории лагеря расположены
жилые корпуса, столовая, спортивные и игровые площадки, творческие мастерские, сцена
для проведения массовых мероприятий. Коллектив лагеря — это команда опытных
педагогов, вожатых и специалистов, объединённых общей идеей создания развивающей и
поддерживающей среды для детей.
Деятельность лагеря направлена на всестороннее развитие личности ребёнка в
условиях временного детского коллектива. В рамках смены реализуются оздоровительное,
культурно-просветительское, патриотическое, художественно-эстетическое и социальнопедагогическое направления. Особое внимание уделяется формированию у детей
устойчивого интереса к родной культуре, истории своей малой Родины, развитию
творческих способностей, коммуникативных навыков и командного взаимодействия.
Смена «Сохраняя традиции» направлена на приобщение детей к культурноисторическому наследию родного края. Через интерактивные формы работы — квесты,
мастер-классы, творческие и ролевые игры — участники не только знакомятся с
традициями и обычаями, но и становятся их носителями и хранителями. Ключевая идея
смены — показать детям, что история и культура — это не абстрактные понятия, а часть их
жизни, источник вдохновения и силы. Погружаясь в легенды, ремёсла, сказания и
культурные образы, они учатся видеть ценность в наследии, понимать, как прошлое
формирует настоящее и влияет на будущее.
При разработке программы педагогической деятельности как дополнительной
общеобразовательной программы, основными нормативными документами являются
следующие:
1.
Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об основных гарантиях, прав ребёнка в Российской Федерации».
2.
Федеральный закон от 16.10.2019 № 336-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования
государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей»
3.
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4.
Письмо Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 г. № 18-2/10/1-7164 «О
Типовом Положении о детском оздоровительном лагере».
5.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
(Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 года № 33660).
6.
Приложение к Письму Департамента молодёжной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования».
7.
Устав образовательной организации.
8.
Положение об организации отдыха детей и их оздоровлении.
1.1. Актуальность.
Сохранение и приумножение культурного наследия, формирование у
подрастающего поколения интереса к истории родного края, воспитание уважения к
традициям народов России — ключевые направления государственной политики в сфере
образования, культуры и воспитания. Сегодня, в условиях глобализации, информационных
перегрузок, подмены ценностей и угрозы утраты национальной идентичности, особенно
остро стоит проблема обесценивания историко-культурных основ, которые веками
формировали духовный облик российского общества.
3

Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал
необходимость воспитания у молодежи чувства патриотизма и уважения к культурному
коду России. В послании Федеральному Собранию в 2023 году он отметил: «Сохранение
исторической памяти и культурной самобытности России — не только задача, но и
обязанность государства и общества перед будущими поколениями».
Смена «Сохраняя традиции» отвечает задачам, обозначенным в таких
стратегических документах, как:
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, где
в числе приоритетов выделены формирование у детей уважения к традициям народов
России, культурному наследию, нормам общественной и семейной морали;
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» (в рамках
нацпроекта «Образование»), одной из задач которого является развитие у школьников
гражданской идентичности и приобщение к культурным ценностям Родины.
Современное российское общество остро нуждается в молодёжи, осознающей
ценность своих корней, умеющей беречь наследие предков и творчески развивать
культурные традиции. В этом контексте работа по формированию у детей интереса к
культурно-историческим истокам, вовлечения их в творческие и исследовательские формы
освоения народной культуры приобретает особую важность.
Своевременность данной смены обусловлена также изменениями в общественном
сознании и воспитательных приоритетах: в условиях социальной неопределённости и
напряженности наблюдается рост интереса к семейным, традиционным, духовнонравственным ценностям. Программа смены «Сохраняя традиции» отвечает этим
общественным запросам, обеспечивая живую, деятельностную, эмоциональнонасыщенную форму знакомства с культурой родного края и общенациональными
ценностями.
Таким образом, программа смены не только отвечает целям государственной
политики в сфере воспитания подрастающего поколения, но и вносит вклад в решение
важнейших задач укрепления культурного суверенитета страны, сохранения исторической
преемственности и формирования у школьников чувства гордости за свою страну.
1.2. Новизна
Программа летней смены «Сохраняя традиции» предлагает инновационный подход
к формированию у детей интереса к культурному наследию и истории родного края через
сочетание современных образовательных и игровых технологий с элементами культурной
экспедиции. Новизна программы заключается в интеграции традиционных форм
краеведческой и патриотической работы с интерактивными, креативными и цифровыми
форматами, обеспечивающими глубокое личностное проживание содержания и активное
участие каждого ребёнка.
Ключевые аспекты новизны:
•
Формат смены-путешествия во времени.
•
Сюжетно-ролевая модель смены.
•
Интеграция ремесленных практик с проектной деятельностью.
•
Использование цифровых инструментов для сохранения традиций.
•
Гибкая межвозрастная структура участия.
Таким образом, программа смены «Сохраняя традиции» не просто знакомит
учащихся с культурным наследием, а делает их активными участниками процесса его
сохранения и творческого переосмысления, отвечая на потребности современного ребёнка
— любопытного, деятельного, цифрового.
1.3. Педагогическая целесообразность
Программа смены «Сохраняя традиции» педагогически обоснована, так как
направлена на развитие у детей ключевых личностных качеств: познавательного интереса,
гражданской идентичности, уважения к культурному наследию, коммуникативности и
творческого мышления. Она способствует формированию ценностного отношения к
4

истории и традициям, развивает умение работать в команде, выражать себя через
творчество, анализировать и делать выбор.
В ходе смены ребёнок обучается бережному отношению к культуре своего народа,
приобретает навыки исследовательской, проектной и творческой деятельности, развивает
воображение, креативность, эмпатию и чувство сопричастности.
Педагогические идеи реализуются через активные методы: сюжетно-ролевые и
деловые игры, творческие мастерские, квесты, проблемные и исследовательские задания,
интерактивные события. Используются технологии личностно-ориентированного,
проектного и событийного обучения. Такой подход обеспечивает включённость ребёнка в
процесс и способствует глубокой личностной трансформации — от наблюдателя к
участнику и со-творцу культурной среды.
1.4. Адресат программы
Программа рассчитана на детей возрастных категорий от 6 до 17 лет.
В течение смены участниками программы стали дети из образовательных
учреждений Верхнесалдинского муниципального округа в том числе, из многодетных
семей, опекаемые, стоящие на внутришкольном учете и др. Общее количество участников
– 222 человека.
Участники смены отличаются возрастным и личностным разнообразием, что требует
учёта следующих особенностей:
•
для младших школьников (6,5–10 лет) характерны высокая эмоциональная
отзывчивость, наглядно-образное мышление, потребность в игре и конкретной
деятельности;
•
подростки 11–14 лет стремятся к самостоятельности, активно ищут себя в
социуме, проявляют интерес к исследованию мира и взаимодействию со сверстниками;
•
старшие подростки (15–17 лет) склонны к рефлексии, оценке социальных
явлений, осмыслению личных и гражданских ценностей, нуждаются в признании и
самореализации.
Программа выстроена с учетом возрастных потребностей и возможностей: младшие
дети включаются в активные игровые и творческие формы, подростки — в проектную,
исследовательскую и событийную деятельность. Благодаря модульному принципу и гибкой
структуре мероприятий, каждый участник может выбрать свой уровень включённости,
раскрыть индивидуальный потенциал и почувствовать свою значимость в общем деле
сохранения традиций.
1.5. Понятийный аппарат программы
Традиция — передающиеся из поколения в поколение формы поведения, обычаи,
нормы, обряды, духовные ценности, закреплённые в культуре народа и поддерживаемые
как значимые.
Культурное наследие — совокупность материальных и нематериальных ценностей,
созданных в прошлом и имеющих историческую, художественную, научную или
культурную значимость для общества.
Народное ремесло — традиционная форма ручного труда, связанная с
изготовлением изделий, отражающих особенности культуры, быта и художественных
предпочтений определённого региона.
Патриотизм — чувство любви и преданности к Родине, готовность служить её
интересам и защищать её культурные, исторические и духовные ценности.
Интерактивная деятельность — форма организации образовательного процесса,
при которой участники включаются в активное взаимодействие друг с другом и с
содержанием, что способствует развитию критического мышления, креативности и
сотрудничества.
Игровая педагогика — подход в воспитании и обучении, основанный на
использовании игровых форм как основного средства развития личности, коммуникации и
обучения.
5

Проектная деятельность — форма работы, при которой участники самостоятельно
или в группе создают продукт (проект), решают практическую задачу, используя
исследовательские и творческие методы.
Событийное воспитание — педагогический подход, основанный на создании
значимых событий, в которых ребёнок становится активным участником и соавтором,
получая опыт личностного роста и социальной активности.
1.6. Педагогическая идея программы
Педагогическая идея программы основана на вовлечении детей в процесс
сохранения культурного наследия через активное взаимодействие с историей, традициями
и ремёслами родного края. Программа помогает детям стать носителями традиций, а не
просто изучать их, развивая чувство сопричастности к культурной и исторической
идентичности своей страны.
Социальный эффект программы заключается в укреплении гражданской и
культурной идентичности, развитии уважения к различным культурам и традициям России.
Программа способствует интеграции детей с разным социальным и культурным фоном,
укрепляя чувство общности и взаимопомощи.
Воспитательные эффекты:
•
развитие патриотизма, гордости за страну;
•
воспитание уважения к традициям и ценностям;
•
развитие творческих и коммуникативных навыков;
•
укрепление детского коллектива, формирование единства и ответственности.
Таким образом, программа способствует личностному росту детей, укрепляя их
связь с культурным наследием.
2. Целевой блок программы
2.1. Цель: формирование у детей интереса к культурному наследию родного края и
страны через проектную, игровую и творческую деятельность, направленную на
сохранение традиций.
2.2. Задачи:
Образовательные задачи:
•
Ознакомить детей с историей, культурой и традициями родного края через
интерактивные и исследовательские формы работы.
•
Развить у детей знания о народных ремеслах, обычаях и обрядах,
существующих в их регионе.
•
Научить детей создавать творческие проекты, используя элементы народного
искусства и традиционной культуры.
Воспитательные задачи:
•
Сформировать уважение к культурному наследию, традициям и обычаям
разных народов России.
•
Воспитать патриотическое сознание и чувство гордости за свою страну,
родной край и народные ценности.
•
Развить гражданскую идентичность и чувство ответственности за сохранение
историко-культурного наследия.
Развивающие задачи:
•
Развить творческое мышление и креативность через участие в мастер-классах
и проектной деятельности.
•
Способствовать развитию коммуникативных навыков и умения работать в
команде через участие в игровых и ролевых формах работы.
•
Содействовать развитию исследовательских и аналитических навыков через
квесты и творческие задания, связанные с историей и культурой.
2.3. Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
6

Учащиеся смогут объяснить основные элементы культурного наследия
родного края (традиции, ремёсла, обряды) и их значение для региона.
•
Освоят базовые навыки народных ремесел (например, гончарство, плетение,
вышивка).
•
Будут способны создавать творческие проекты, основанные на народных
традициях, включая изделия и презентации.
Метапредметные результаты:
•
Разовьют навыки коллективной работы, включая взаимодействие в группе,
решение совместных задач и проектирование.
•
Овладеют навыками поиска, обработки и представления информации, что
помогает в исследовательской деятельности.
•
Развьют критическое мышление и способность к рефлексии, оценивая
важность культурных традиций и их сохранения.
Личностные результаты:
•
Сформируют уважение к культурному наследию своей страны и других
народов, осознавая ценность традиций.
•
Разовьют патриотическое сознание и гордость за культурное наследие своей
малой Родины.
•
Усилят чувство гражданской ответственности и личной вовлеченности в
сохранение исторической и культурной памяти.
•
Повышение самооценки и уверенности через успешную творческую и
исследовательскую деятельность.
2.4. Способы диагностики результативности программы
- Наблюдение: постоянное наблюдение за поведением и активностью участников в
ходе занятий и мероприятий (взаимодействие в группах, участие в проектах, проявление
инициативы).
- Оценка вовлечённости детей в процесс (участие в мастер-классах, играх, квестах и
других активностях).
- Анализ итоговых творческих проектов: оценка качества созданных детьми
творческих работ, ремесленных изделий, презентаций, проектов. Это позволяет измерить
усвоенные знания и навыки, а также способность применять их на практике.
- Презентация итогового проекта (на фестивале «Моя Россия: взгляд через века») как
результат проектной деятельности.
- Тестирование: проведение кратких тестов и опросов по ключевым темам
программы (история, культура, ремесла родного края).
- Обратная связь от родителей и наставников: сбор отзывов от родителей о развитии
их детей в ходе смены (например, на основе изменений в поведении, интересах, отношениях
с окружающими).
- Обратная связь от вожатых и педагогов о степени вовлеченности и активности
каждого ребенка в различных формах работы.
3. Механизмы реализации программы
3.1. Основные формы и методы работы
•

Система разновозрастных объединений
Целью введения данной системы была апробация новой формы взаимодействия
разновозрастных детей в рамках временного коллектива и достижение планируемых
результатов. Летняя оздоровительная кампания 2024 года будет реализована через систему
разновозрастных отрядов, вот уже девятый год данная система демонстрирует высокие
показатели эффективности взаимодействия разновозрастных групп. В течение всех смен
220 отдыхающих будут разделены на четыре объединения в количестве 64 человек в
возрасте от 6 до 16 лет. Методика разновозрастных объединений была позаимствована у
известного всем отряда «Каравелла» под руководством Л.А. Крапивиной.
7

В целом, педагогика имеет огромное количество примеров существования
разновозрастных объединений – далее РВО. Например, методику Штайнера
(Вальдорфская) нередко называют «педагогикой равных возможностей», ведь все дети
становятся равны и имеют одинаковые шансы, независимо от возраста. Все существующие
системы выделяют одни и те же преимущества разновозрастных объединений. Это:
- более широкие возможности для овладения культурными ценностями,
- успешность освоения различных социальных ролей,
- преобразование имеющегося опыта старших и обогащение, развитие опыта
младших детей,
- социальную и социально-психологическую защиту в виде помощи старших
младшим при организации их жизнедеятельности, поддержки тех детей, которые не могут
реализовать себя по тем или иным причинам в группе сверстников,
- подготовку к социальной самозащите, предполагающей формирование навыков
принятия самостоятельных решений в сложных ситуациях, умения устанавливать контакты
с различными людьми в постоянно меняющихся условиях,
- преодоление психологической депривации,
- выработку стиля поведения, укрепление процессов преемственности, общения,
межвозрастного сотрудничества, совместного управления, которые обеспечивают
процессы развития каждой личности и всего разновозрастного коллектива в целом,
- обогащение внутреннего потенциала личности ребенка, через овладение
социальной ролью взрослого, получение опыта ответственности за другого человека,
приобретение навыков организаторской, трудовой, спортивно-оздоровительной,
интеллектуально-познавательной, игровой, правозащитной, управленческой и другой
деятельностью.
Проектная деятельность
Программа реализуется в форме событийного, творческого и исследовательского
пространства, в котором дети становятся активными участниками, соавторами и
исследователями культурного наследия. Основу составляют игровые, проектные и
интерактивные формы работы, адаптированные к возрастным особенностям детей.
Проектная деятельность в программе выступает как ведущее средство
формирования личностной вовлеченности участников. В течение смены дети
разрабатывают творческие, исследовательские или медиапроекты, отражающие
культурные особенности родного края. Работа над проектами осуществляется в командах,
где каждый участник находит себе роль по интересам и возможностям.
Примеры проектов:
- создание арт-объектов и макетов, посвящённых народным традициям;
- оформление фотоколлажей или видеороликов о традициях и легендах малой
Родины;
- разработка «паспорта» одного из народных промыслов;
- презентации на итоговом фестивале, в том числе в виде театрализованных
постановок, выставок, цифровых презентаций.
Проекты создаются поэтапно:
1. Выбор темы — на основе интересов участников и предложенного содержания
смены.
2. Исследование — сбор информации, изучение материалов (фольклор, история,
ремёсла).
3. Создание продукта — творческая или исследовательская работа в группе.
4. Презентация — защита проекта на фестивале, в лагере или онлайн.
5. Рефлексия — обсуждение результатов и полученного опыта.

8

Такая форма позволяет детям пережить содержательный, личностно значимый опыт
взаимодействия с культурой, сформировать навыки коллективной работы, коммуникации,
самовыражения и осмысленного отношения к традициям.
Хобби - центры
Одной из составных частей образовательно-оздоровительной программы «Сохраняя
традиции» станет реализация проекта «На шаг впереди». Его цель – расширение
возможностей дополнительного образования, подготовка ребят к активной, социальной и
творческой деятельности. В ходе всей летней кампании для детей работают несколько
пространств-площадок, способствующих самореализации и самовыражению. После
торжественного открытия проекта «На шаг впереди» каждый сможет выбрать наиболее
интересный для себя вид деятельности, объединиться с единомышленниками по
направлениям. В течение всей смены участники работают над проектом по своей
направленности. Финалом работы центров стала фестиваль-ярмарка «На шаг впереди», где
все участники смогли представить результаты своей деятельности или какой - либо
продукт, создаваемый в течение смены.
Помимо профильных Хобби - центров, в лагере работают творческие объединения
дополнительного образования. Программа работы объединений в Учебно-тематическом
планировании выстраивается по тематике смен.
Дополнительные творческие объединения:
1.
«Текстильная кукла»;
2.
Театральное творческое объединение;
3.
«Волшебная глина»;
4.
«Юный художник».
Мастер - классы
Мастер-классы в рамках смены «Сохраняя традиции» являются ключевой формой
практического приобщения детей к народной культуре и ремёслам. Они направлены на
пробуждение интереса к традиционному творчеству, развитие мелкой моторики,
эстетического вкуса, терпения, аккуратности, а также на осмысление связи между прошлым
и настоящим через деятельность.
Примеры мастер-классов, включённых в программу смены:
«Узоры предков» – изготовление народной росписи (на дереве, камне, бумаге);
«Текстильная кукла-оберег» – создание традиционной куклы без иглы и швов;
«Тайны глины» – лепка из глины по образцам народной керамики;
«Нитяная графика» – знакомство с вышивкой, создание простых символов и
орнаментов;
«История в орнаменте» – составление индивидуального узора с историкокультурным содержанием;
«Ожившие легенды» – создание фигурок и образов героев уральских сказов из
природных материалов.
Организация мастер-классов:
- проводятся в малых группах (10–15 человек), с учётом возрастных особенностей;
- используются безопасные материалы, доступные для самостоятельной работы;
- каждый мастер-класс сопровождается рассказом о значении ремесла в истории
региона;
- результат мастер-класса – личный творческий продукт, который ребёнок может
забрать с собой или представить на выставке.
Воспитательная ценность мастер-классов заключается в том, что дети не только
осваивают ремесло, но и проживают эмоционально значимый опыт, связывающий их с
культурой и традициями предков. Это делает национальную культуру «своей», родной,
близкой — а не отвлечённой информацией из учебников.
Самоуправление
9

На протяжении смены в лагере функционировал орган детского самоуправления –
так называемые ПРОдвижения. Цель которых - формирование социальной активности
подростков, направленной на позитивное изменение жизни подростковых и молодёжных
сообществ в Верхнесалдинском городском округе, развитие коммуникативной
компетентности, получение опыта организаторской и проектной деятельности через
участие в разнообразных социальных пробах. «ПРОдвижение» состоит из советов
различной направленности.
Лагерное самоуправление состоит из советов различной направленности.
Участниками общелагерного самоуправления являются дети- лидеры содружеств.
Существуют 4 центра и один совет, в соответствии со своими возможностями и навыками,
ребята выбирают направление, куда они пойдут. Функции совета и центров
Функционал Медиа центра:
•
Постановка редакционных задач по освещению деятельности детского
оздоровительного лагеря.
•
Обсуждение
журналистских
материалов
юных
корреспондентов.
Создание эскизов печатных изданий. Планирование и наполнение печатных изданий.
Оформление и дизайн материалов.
•
Разработка основных рубрик и тематики радиопередач. Разработка плана
эфиров. Организация вещания. Выстраивание обратной связи со слушателями.
•
Разработка содержания и формата видео контента. Создание видео продукта.
Видеомонтаж материалов. Публикация материалов.
•
Разработка основных рубрик и тематики медиа контента в социальных сетях.
•
Разработка плана освещения контента в социальных сетях детского лагеря.
•
Создание контента и публикация материалов.
Функционал Event – центра:
•
Постановка задач по своему направлению.
•
Разработка культурно-массовых мероприятий для лагеря.
•
Написание сценариев для мероприятий.
•
Проведение акций, конкурсов и флешмобов и развлекательных шоу
•
Проведение мастер классов по театральному направлению.
•
Помощь в организация концертов и вечерних мероприятий.
•
Организация и проведение тематических зарядок, дискотек и дней.
•
Проведение кастинга и отбор детских номеров для вечерних мероприятий.
•
Создание проекта по своему направлению.
•
Обсуждение прошедших мероприятий и их анализ.
Функционал Центра Гостеприимства:
•
Постановка задач и планирование своей деятельности.
•
Организация акций, конкурсов, флешмобов направленных на формирование
бережного отношения к окружающему миру.
•
Создание печатных буклетов (как правильно мыть руки? Как правильно
заправлять кровать? Как сохранить своё здоровье?)
•
Планирование и разработка поощрений и штрафов для содружеств при
соблюдение или не соблюдении правил
•
Разработках радиоэфиров на разные темы.
•
Создание проекта на протяжении всей смены по своему направлению.
Формирование общелагерной сан-тройки.
•
Контроль чистоты в корпусах и комнатах, а также на территории лагеря.
Создание уютных и благоприятных условий в лагере.
•
Рефлексия прошедших мероприятий и их анализ.
Функционал Центра творчества:
10

•
Постановка творческих и креативных задач по освещению деятельности
детского оздоровительного лагеря.
•
Обсуждение творческих работ юных художников.
•
Организация конкурсов рисунков, афиш и плакатов, направленных на
художественно-эстетическое воспитание.
•
Освещение мероприятий в виде плаката.
•
Планирование деятельности каждого участника совета.
•
Разработка новых творческих рубрик в общелагерный стенд.
•
Организация выставок.
•
Создание проекта по своему направлению.
•
Организация художественного оформления концертов и мероприятий.
•
Контроль за обновлением отрядного уголка в содружествах.
•
Рефлексия прошедших мероприятий и их анализ.
Функционал Совета директоров:
•
Постановка цели и задач по своей деятельности.
•
Обсуждение и решение общелагерных проблем, возникших в процессе
жизнедеятельности ребят.
•
Разработка поощрений и штрафов для содружеств.
•
Принятие единых правил и законов для всего лагеря.
•
Контроль и организация работы советов лагеря.
•
Контроль за исполнением всех правил законов лагеря всеми содружествами.
Организация тематического дня в конце смены.
•
Создание и улучшение условий жизни ребят отдыхающих в детском лагере.
•
Планирование работы других советов.
•
Рефлексия прошедших мероприятий и анализ работы центров.
•
Формирование отчета о проделанной работе.
За каждым центром закреплён свой куратор, который и отслеживает своевременное
выполнение всех задач центра и также помогают детям в реализации их идей.
Педагогическое сопровождение
Педагогическое сопровождение, направленное на формирование временного
детского коллектива для формирования детского временного коллектива и эффективное
функционирование, реализовано через работу мастерских:
-«Лидер-мастерская».
-«Контакт-мастерская».
-«Band-мастерская».
-«Unit-мастерская».
- «Креатив-мастерская».
Содержание мастерских определяется периодом смены и состоит из упражнений с
элементами тренинга для каждого периода.
Использование элементов тренинговых технологий. В каждый период смены
тренинги подбираются в зависимости от задач, стоящих перед коллективом, и его
состоянием. Грамотный подбор тренингов позволяет сгладить проблемы адаптации детей в
новых условиях, построить правильную линию взаимоотношений в отряде.
Педагогическое сопровождение, направленное на формирование временного
детского коллектива будет реализовано через работу мастерских, которые соответствуют
стадиям развития временного детского коллектива по А.Н. Лутошкину.
Система наставничества.
С первого дня за новичком (или несколькими новичками) закрепляется «учитель»,
на практике - это опытный вожатый. Изучение техник и методик работы с детьми,
конкурентных преимуществ конкретной детской программы, корпоративной культуры
детского лагеря – все идет непосредственно под руководством старшего товарища.
11

Наставничество выполняет следующие функции:
- эффективная и систематическая передача знаний, опыта наиболее успешных
вожатых новичкам;
- передача корпоративных ценностей лагеря, функция «общественной памяти»,
сохранения и накопления опыта вожатского опыта;
- обеспечение системности, целостности обучения, контроль за усвоением знаний;
- мотивирующая функция: для опытных вожатых – статус наставника, реализация
потребности в признании, уважении.
Данная система является многоуровневой, т.к. за опытным воспитателем также
закреплён свой наставник – это начальник лагеря. Данная система позволяет снизить риски
некомпетентности набираемых кадров, а также утечки данных кадров.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на
сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Условия отдыха детей и подростков вносят большой вклад в формирование их
здоровья. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и
санитарным состоянием лагеря.
Физическое воспитание в течение лета имеет специфические особенности,
обусловленные сравнительно коротким периодом пребыванием в лагере, разнообразием
контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и
физической подготовленности. Эти особенности учитываются при организации
физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. Физическое
воспитание направлено на решение следующих задач:
- укрепление здоровья, содействие физическому развитию и закаливанию детей;
- совершенствование у детей умений и навыков в естественных видах движений;
- привитие интереса и привычки к занятиям физической культуры и спорта.
Имеет следующие направления:
Отрядная спортивная работа (внутриотрядные соревнования)
Массовая спортивная работа (спортивные конкурсы, соревнования по различным
видам спорта, подвижные и спортивные игры, соревнования по многоборьям, турниры по
настольному теннису, бадминтону, спартакиады).
Учебно-тренировочные занятия секций, команд по разным видам спорта.
Агитационно-пропагандистская работа (о пользе систематических занятий
физическими упражнениями, о пользе гимнастики, о лучших спортсменах, об
Олимпийских играх, о спортивных событиях в лагере, стране и мире, о новых рекордах, о
видах спорта и т. д.)
Для стимулирования и поддержки спортивного воспитания в ОЛ ведется
рейтинговая система отслеживания как личных, так и командных достижении.
Ролевые игры
Технология проведения ролевых игр в «Лесной сказке» совершенствуется от года в
год. В программу 2025 года включен цикл ролевых игр, направленных на социализацию
подростка в детском коллективе: ролевая игра «4 стихии», «Род и племя», - направленны на
сплочение разновозрастных коллективов.
3.2. Описание этапности и логики достижения поставленной цели
Достижение цели программы — формирование интереса к культурному наследию
родного края через проектную, игровую и творческую деятельность — осуществляется
поэтапно, с постепенным погружением участников в содержание, смысл и ценности
народной культуры. Каждый этап логически связан с предыдущим и направлен на усиление
личностной вовлечённости ребёнка.
1 этап — Вовлечение и мотивация (1–2 день смены)
Цель: создать эмоционально привлекательную атмосферу, вызвать интерес к теме.
12

Формы: игровое открытие смены, знакомство с тематикой через квесты, легенды,
сюжетные погружения, игра «Культурный код России».
Результат: пробуждение познавательного интереса, осознание темы как личностно
значимой.
2 этап — Погружение в культуру и традиции (3–7 дни)
Цель: дать участникам знания и опыт прикосновения к традициям.
Формы: мастер-классы по ремёслам, этнографические лаборатории, игровые
занятия, ролевая игра.
Результат: усвоение элементов традиционной культуры, формирование уважения к
народному творчеству и ремеслу.
3 этап — Исследование и осмысление (8–11 дни)
Цель: развить у детей способность исследовать, анализировать и творчески
перерабатывать культурный материал.
Формы: работа над мини-проектами, медиапрактики (лонгмоб, фотоэкстрим),
обсуждения, оформление выставки, разработка сценариев.
Результат: появление личного отношения к культурному наследию, навыки
исследовательской и творческой деятельности.
4 этап — Презентация и социализация (12–13 дни)
Цель: дать возможность каждому участнику представить результат своей работы,
почувствовать значимость своего вклада.
Формы: защита проектов, выставки, фестиваль «Моя Россия: взгляд через века».
Результат: развитие коммуникативных навыков, уверенности в себе, опыта
публичного представления творческого продукта.
5 этап — Рефлексия и закрепление (14 день)
Цель: подвести итоги, осмыслить личный опыт, эмоционально закрепить ценности
программы.
Формы: круг рефлексии, игра-путешествие, создание символов смены, вручение
наград и оберегов.
Результат: осознание значимости участия, формирование устойчивого интереса к
сохранению культурных традиций.
Такое логическое и этапное построение смены обеспечивает постепенное,
осознанное и личностно значимое достижение цели через живое действие, исследование,
творчество и общение.
3.3. Модель игрового взаимодействия
Игровая модель смены выстроена как сюжетно-ролевое путешествие сквозь века, в
ходе которого участники становятся «Послами времени» — исследователями, мастерами,
сказителями, хранителями культуры, — чтобы открыть для себя традиции, ремёсла и
духовные ценности родного края и России в целом.
Сюжетный замысел
По легенде смены, мир традиций и наследия оказался под угрозой забвения. Чтобы
сохранить и оживить его, необходимы те, кто сможет восстановить утерянные знания,
обряды, праздники, ремёсла и сказания. Эти избранные — «Послы времени» —
путешествуют по страницам прошлого, взаимодействуют с разными эпохами, культурами
и народами, собирают символы и знания, восстанавливают культурный код региона и
страны.
Ключевые игровые элементы
- Игровая легенда — основной сценарий, определяющий логику развития смены.
- Сюжетные вехи — тематические дни, каждая из которых раскрывает важный
аспект культурного наследия: промыслы, праздники, игры, сказания, мифы, фольклор.
- Команды-содружества — лагерные отряды становятся временными культурными
общинами, создающими свои гербы, традиции, костюмы, мастерские.
13

- Знаки признания и символы — каждый день участники собирают элементы
«Культурного кода» (символы, артефакты, слова, действия), из которых к концу смены
составляют «Свиток памяти» или «Хранительский альбом».
Основные формы игрового взаимодействия
- Квесты и ролевые игры («Идентификация – перезагрузка!», «Стражи уральских
тайн», «Род и племя», «Уральские сказы»);
- Игры-путешествия и станции («Послы времени», «Эхо предков», «Три главных
цвета Родины моей»);
- Игровые мастер-классы (с ремесленной или символической сюжетной линией);
- Символическое взаимодействие между содружествами (обмен традициями,
угощениями, песнями, легендами);
- Проектные события (создание артефактов, презентаций, стендов, сказок, выставок).
Игровые цели и эффекты
Цель — вовлечь участников в процесс познания и сохранения традиционной
культуры в увлекательной, деятельностной форме.
Эффект — формирование у детей устойчивого интереса к культуре и истории своего
края, развитие социальных и коммуникативных навыков, творческого и проектного
мышления.
Финал игрового действия
Кульминацией смены становится Фестиваль традиций «Моя Россия: взгляд через
века», где каждая команда представляет собранные знания, созданные образы и результаты
своей деятельности: в форме спектакля, ярмарки, выставки, арт-объекта или мини-фильма.
Игра заканчивается в торжественной атмосфере, где каждый участник становится
«Хранителем традиций» — не только по сюжету смены, но и в реальной жизни, унося с
собой частицу культурного наследия своей Родины.
Традиции ЗОЛ «Лесная сказка»
- Утренняя песенная, костюмированная зарядка.
- Ежедневный вечерний общий сбор отряда в форме «огонька» со всей присущей ему
атрибутикой: свечкой, рефлексией.
- Утренняя заря – общелагерный сбор для объявления заданий для содружеств,
дальнейших мероприятий и событий на смене.
- Вечерняя заря (раз в 3 дня), на которой избираются самые активные участники
содружества и лагеря.
- Творческий вечер «Спевка» в конце смены – сбор всего лагеря для творческого
песенного вечера у костра.
- Вечерние сборы на «Поляне мудрости» для рассказывания легенд и мифов.
3.4. Система мотивации и стимулирования участников программы
Система мотивации в смене «Сохраняя традиции» выстроена на принципах
позитивного подкрепления, символической награды, социального признания и личностного
смысла участия. Она направлена на усиление включённости, развитие командного духа и
формирование внутренних ценностных установок.
Ключевые подходы:
- Игровая мотивация: каждый участник включён в сюжет смены как «Посол
времени» — герой, от которого зависит сохранение культурного кода. Это создаёт
внутреннюю мотивацию: быть значимым, пройти путь, достичь цели.
- Командное поощрение: содружества (отряды) получают символы, знаки
признания, титулы и специальные права за участие в квестах, творческих и проектных
активностях.
- Индивидуальное признание: ежедневно отмечаются участники в разных
номинациях: «Мастер дня», «Хранитель традиций», «Доброе сердце», «Лучший сказитель»,
«Легендарный поступок» и др.
14

- Символика достижений: создаётся визуальная система знаков — жетоны, ленточки,
флажки, печати в «паспорт Посла времени», сертификаты участника мастерских.
- Обратная связь и поддержка: каждый вечер проходит «огонёк» или «вечерний
закат», где участники делятся успехами, дают друг другу позитивную обратную связь,
получают добрые слова от вожатых и сверстников.
- Итоговая система наград: в финале смены — вручение дипломов, грамот,
сертификатов, памятных символов. Особая награда — присвоение статуса «Хранителя
традиций» с вручением артефакта (например, оберега, амулета, книги памяти).
Способы стимулирования
- Стимулирующие баллы за активность, помощь, инициативу, творческие идеи.
- Индивидуальные карточки достижений (наклейки, печати, отметки за освоенные
навыки).
- Общественное признание — публикации в лагерьной газете, медиапространстве,
фото- и видеорепортажи, «доска славы».
- Вовлечение в управление — активные участники приглашаются в Совет
самоуправления, получают особые роли в мероприятиях, становятся ведущими или
наставниками.
Система стимулирования воспитателей и вожатых.
Система стимулирования вожатых и воспитателей в виде игры может быть
разработана с использованием различных элементов игровой механики.
1. Уровни и достижения: Вожатые и воспитатели продвигаются через уровни,
получая очки опыта и различные награды за достижения. Например, они могут получать
новые навыки или преимущества на каждом новом уровне.
2. Миссии и задания: Вожатые и воспитатели выполняют разнообразные миссии и
задания. Например, они могут быть вызовами, связанными с поддержанием порядка и
безопасности, организацией развлекательных мероприятий или разработкой планов
занятий.
3. Соревнования и турниры: В систему стимулирования включены различные формы
соревнований и турниров. Например, было организовано соревнование по разработке
наиболее креативного или эффективного плана занятий.
4. Бейджи и награды: Вожатые и воспитатели в течении смены зарабатывали бейджи
и награды за выполнение определенных задач или достижений. Например, они могли
получить бейдж за освоение новых педагогических методик или награду за лучший отзыв
родителей.
5. Лидерские доски и рейтинги: Были созданы лидерские онлайн-доски с рейтингом,
где вожатые и воспитатели соревновались за лучшие результаты в различных областях.
Например, они боролись за первое место в рейтинге по качеству проведенных занятий или
по эффективности работы с детьми.
Введение системы стимулирования вожатых и воспитателей в виде игры помогает
повысить их мотивацию, интерес и энтузиазм в работе с детьми. Кроме того, это также
способствует развитию и повышению профессиональных навыков и знаний вожатых и
воспитателей.
3.5. Принципы, методы и формы работы
Принципы реализации программы
- Культуросообразность – содержание смены соотнесено с традициями,
культурными кодами и историей народов России и Урала.
- Возрастная адекватность – подходы и формы учитывают особенности восприятия,
интересов и опыта детей от 6,5 до 17 лет.
- Личностная значимость – участники вовлекаются в деятельность, в которой могут
выразить себя, проявить инициативу, получить признание.
- Деятельностный подход – обучение и воспитание происходят через активное
включение: игру, творчество, исследование, труд.
15

- Сотрудничество и сотворчество – педагог работает не над ребёнком, а вместе с ним:
как партнёр, наставник, соавтор.
- Наследие через опыт – традиции не рассказываются, а проживаются: через игру,
мастерство, ритуалы, личное участие.
Методы
- Игровые методы – сюжетно-ролевые игры, квесты, станционные игры,
театрализация, моделирование ситуаций прошлого.
- Проектные методы – создание коллективных творческих продуктов (альбомов,
выставок, исследовательских стендов).
- Методы арт-педагогики – мастер-классы, народное декоративно-прикладное
творчество, фольклорные импровизации.
- Интерактивные и коммуникативные методы – дискуссии, интервью, работа в парах
и командах, круги рефлексии, мозговые штурмы.
- Методы визуализации и цифрового погружения – использование видеоэкскурсий,
виртуальных музеев, QR-игр, медиапроектов.
- Исследовательские методы – работа с легендами, рассказами, элементами
краеведения.
Формы работы
- Мастер-классы по ремёслам и декоративному творчеству;
- Культурные лаборатории (интерактивные занятия с элементами исследования);
- Тематические дни (фольклор, праздники, традиции, игры народов);
- Интерактивные выставки и ярмарки;
- Проектная деятельность в содружествах;
- Общелагерные события (фестивали, концертные программы, акции);
- Дискуссионные и рефлексивные круги («вечерние закаты», огоньки);
- Медиа-формы: лонгмобы, фотоэкстримы, ролики, сторителлинг.
Такое сочетание принципов, методов и форм обеспечивает глубокое погружение
участников в тему, позволяет сделать культуру живой и личностно значимой, способствует
гармоничному развитию личности ребёнка через деятельность, сотворчество и игру.
4. Этапы реализации программы
Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что подготовка к летнему оздоровительному сезону
лета 2025 года идет в январе – мае 2025 г. и включает в себя: разработку программнометодического обеспечения; подбор, конкурсный отбор и обучение программного
педагогического персонала; участие педагогических и иных кадров «ДЮЦ» в работе
региональных и федеральных мероприятий (курсов, семинаров, научно-практических
конференций, конкурсов и др.), направленных на подготовку к летнему оздоровительному
сезону 2025 года в Свердловской области; прохождение профилактического медицинского
осмотра педагогических кадров; оформление документации (личных дел, приказов,
договоров и др.); предпрограммную диагностику интересов и ожиданий детей и
подростков, их родителей, а также педагогов, обучение педагогов.
Организационный этап
Этот этап осуществляется непосредственно в рамках летней смены. Основной
деятельностью является: встреча детей и комплектование групп по месту проживания
(содружеств), их знакомство и сплочение; создание условий для осознанного принятия
детьми правил, норм, требований жизнедеятельности в лагере, знакомство детей и
подростков с правилами жизнедеятельности отряда и лагеря; разработка и оформление
документации лагеря (организационные и программно-методические документы);
проведение диагностики по выявлению интересов, ожиданий детей, их организационного,
лидерского и творческого потенциала; формирование органов самоуправления (дети и
16

педагоги) и начало их деятельности; запуск игровой модели – тематической
социокультурной сюжетно-ролевой игры-путешествия.
Основной этап. 1 этап (учебно-демонстрационный)
Он включает реализацию следующих основных положений программы: реализация
основной идеи и принципов игровой модели, разворачивание деятельности воркшопов
развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей,
реализацию обучающих и развивающих творческих программ и проектов; включение детей
в различные виды индивидуальной, групповой, коллективной творческой деятельности,
овладение ребенком знаниями и умениями, навыками самоопределения в выборе видов
деятельности, роли и позиции в детском объединении, отвечающем ожиданиям, интересам
и потребностям ребенка в саморазвитии; создание условий для проявления
индивидуальности каждого ребенка, его творческого и духовно-нравственного потенциала;
создание условий для деятельности органов детского соуправления; корректировка
ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности.
Основной этап. 2 этап (демонстрационно - закрепляющий)
Состоит из таких моментов: организация разнообразной творческой деятельности
при активном участии детей в ее разработке и проведении; создание условий для
демонстрации самодеятельности и самостоятельности участников программы в органах
детского самоуправления; показ достижений детей через разные формы: игровые
программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, трудовые акции и др.; показ
знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных и иных детских творческих
объединений; корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий;
анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на мотивацию успешности
участников программы в разных видах деятельности.
Заключительный этап
Основной идеей данного этапа является подведение итогов работы по программе, а
именно: групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений в
рамках программы «Театральный сезон», организация акций, снимающих психологическое
состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом; проведение итоговой
диагностики участников программы; оценка и самооценка участниками смены личностнозначимых результатов, полученных в результате участия в реализации программы;
создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее
активных ее участников; стимулирование положительных мнений участников смены как
фактора реадаптации детей к возвращению домой.
Постлагерный период (этап последействия)
Это: рефлексия; самоопределение ребенка и его выводы по поводу того, оправдались
ли его ожидания от смены; формирование решения у ребенка о поездке (или отказе) в лагерь
еще раз; всесторонний и глубокий анализ деятельности смены (положительных и
отрицательных моментов), проведенной работы, обобщение достигнутых результатов;
продвижение творческих работ участников программы для участия в федеральных,
республиканских и др. творческих конкурсах и др.; участие педагогов в итоговых научнопрактических конференциях, семинарах и др. по подведению итогов лета 2023 года;
публикация аналитических методических материалов по итогам реализации программы в
научно-методических изданиях и др.; взаимодействие участников программы в социальных
сетях.
5. Содержание программы
Программа организована в виде семи тематических модулей, каждый из которых
раскрывает ключевые аспекты культурного наследия России и народов Урала. Модули
реализуются через творческие, исследовательские и игровые формы, способствующие
глубокому погружению участников в тему.
1. Народные промыслы
Краткое описание:
17

Участники знакомятся с традиционными ремёслами народов России и Урала:
росписью, гончарным и ткацким мастерством, резьбой, куклами, изготовлением оберегов.
Через практику мастерства дети прикасаются к миру ручного труда и культурных кодов.
Основные мероприятия (по план-сетке):
Виртуальная экскурсия «Наследие предков», торжественная церемония открытия
смены «Сохраняя традиции».
2. Культурное наследие
Краткое описание:
Модуль направлен на формирование у участников понимания многообразия
культуры региона, её уникальности и ценности. Исследуются исторические события,
памятники, обряды, язык и архитектура.
Основные мероприятия:
Веревочный курс «Гонка традиций», ролевая игра «Род и племя», гала-концерт
«Народы Урала едины».
3. Праздничный календарь
Краткое описание:
Участники знакомятся с традиционными народными праздниками, их смыслом,
символикой и обрядами. Открывают для себя, как праздники отражают уклад и
мировоззрение народа.
Основные мероприятия:
Арт-эстафета «Праздничный холст», развлекательное шоу «Где?Где?Всалде,
стартин «Уральские пляски».
4. Образы народных игр
Краткое описание:
Модуль раскрывает игровые традиции народов России. Через подвижные, ролевые
и сюжетные игры участники прикасаются к культуре весёлого досуга, тренируют
взаимодействие, ловкость и смекалку.
Основные мероприятия:
Ярмарка «Давайте поиграем!», ролевая игра «Уральские сказы»
5. Народные традиции
Краткое описание:
Изучение обычаев и бытовых традиций народов: от общения и гостеприимства до
символов и норм поведения.
Основные мероприятия:
QR-код игра «Эхо предков».
6. История моей страны
Краткое описание:
В модуле рассматриваются важнейшие исторические события России, её величие и
многообразие, значимые личности, ключевые моменты, определившие развитие страны.
Дети знакомятся с героической историей России и важностью её культурного наследия.
Основные мероприятия:
Игра по станциям «Три главных цвета Родины моей», праздничный концерт
«Россия- Родина моя!»
7. Фольклор
Краткое описание:
Финальный модуль, где участники представляют всё, чему научились, через
народную песню, танец, сказ, инсценировку, выставку.
Основные мероприятия:
Фестиваль «Мечты сбываются», ярмарка творческих идей «След истории», концертзакрытия смены «Сохраняя традиции».
6. Необходимые условия для реализации программы
6.1. Финансовое обеспечение программы
18

Финансирование лагеря обеспечивается за счёт трёх источников: бюджет
Верхнесалдинского городского округа, субсидии из областного бюджета и родительская
плата.
6.2. Материально – техническое обеспечение программы
Для успешной реализации программы «Сохраняя традиции» необходимо обеспечить
лагерную смену необходимыми ресурсами и техническими средствами. Это включает в
себя как материально-техническую базу, так и специализированное оборудование,
материалы для проведения мастер-классов, игр и других мероприятий.
1. Помещения и оборудование
- Тематические площадки и помещения: для проведения мастер-классов, игровых и
проектных занятий, творческих лабораторий и экскурсий.
- Просторные помещения для работы с детьми (актовые залы, мастерские, столовые).
- Обустроенные площадки на свежем воздухе для игровых активностей и
спортивных мероприятий (например, для веревочного курса, традиционных игр).
- Пространства для организации вечерних мероприятий (концертов, огоньков,
показов).
Оборудование для мастер-классов:
- Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов.
- Рабочие инструменты для создания ремёсел: гончарные круги, ткани, пряжа,
краски, резьба по дереву, материалы для ткачества и вышивания.
- Оборудование для фольклорных мероприятий: музыкальные инструменты,
костюмы для инсценировок.
Технические средства для презентаций и медиа:
- Проекторы, экраны, ноутбуки, планшеты для проведения интерактивных лекций и
видеопоказов.
- Оборудование для виртуальных экскурсий и мультимедийных презентаций
(графический планшет, системы звукоусиления).
- Камеры для фото- и видеосъёмки мероприятий (в том числе для «Фото-экстрима»).
2. Материалы для творческих и игровых мероприятий
Для мастер-классов:
- Материалы для создания декоративно-прикладных изделий (ткань, пряжа, глина,
краски, кисти, керамические формы, деревянные заготовки).
- Трафареты, инструменты для резьбы, вышивки и росписи.
Для проектов и квестов:
- Карты, древние свитки, легенды и мифы (для игр по станциям и квестов).
- Символы и элементы культуры для создания квестов и исторических сценариев.
- Шаблоны для изготовления ярких плакатов, стендов и презентаций.
Для спортивных и командных игр:
- Элементы для проведения верёвочного курса, снаряды для спортивных игр (мячи,
канаты, флажки).
- Инвентарь для народных игр: скакалки, кольца, мячи, флажки для станций.
3. Оборудование для вечерних мероприятий и концертов
Сценическое оборудование:
- Микрофоны, колонки, музыкальные аппараты для проведения концертных и
театральных мероприятий.
- Световое оборудование для создания атмосферы (светильники, прожекторы).
- Декорации, костюмы для фольклорных спектаклей и ролевых игр.
Оборудование для шоу-программ:
- Видеооборудование для записи выступлений и праздников (камеры, штативы,
монтажные программы).
- Программное обеспечение для создания видеороликов и презентаций участников.
4. Обеспечение безопасных условий
19

Медицинская поддержка:
- Наборы для оказания первой помощи.
- Наличие медпункта с необходимыми медикаментами и медицинским
оборудованием.
- Безопасность на площадке:
- Защитное оборудование для игр с веревочными курсами и спортивных
мероприятий (шлемы, защитные наколенники).
5. Прочее оборудование и материалы
- Рекламные материалы и средства связи:
- Флаеры, афиши, буклеты для участников и родителей.
- Канцелярия для проведения обсуждений и записей (тетради, фломастеры, маркеры,
скотч).
- Подарки для участников (например, дипломы или памятные сувениры).
Все необходимые материалы и оборудование будут подготовлены заранее, что
обеспечит бесперебойное проведение мероприятий и безопасную атмосферу для
участников. В процессе реализации программы вожатые и педагоги будут обеспечены всем
необходимым для полноценной работы с детьми.
6.3. Информационно – правовые
Реализация программы осуществляется в соответствии с действующими
нормативно-правовыми документами Российской Федерации в сфере образования, защиты
прав несовершеннолетних и организации отдыха детей. Информационно-правовые условия
создают безопасную, правовую и методическую основу для работы с детьми в условиях
летнего оздоровительного лагеря.
1.
Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об основных гарантиях, прав ребёнка в Российской Федерации».
2.
Федеральный закон от 16.10.2019 № 336-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования
государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей»
3.
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4.
Письмо Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 г. № 18-2/10/1-7164 «О
Типовом Положении о детском оздоровительном лагере».
5.
Указ Президента РФ от 09.06.2022 № 358 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»
6.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
(Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 года № 33660).
7.
Приложение к Письму Департамента молодёжной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования».
8.
Устав образовательной организации.
9.
Положение об организации отдыха детей и их оздоровлении.
Информационно-методическое сопровождение:
Программы и сценарии мероприятий смены разрабатываются в соответствии с
возрастными, психологическими и педагогическими особенностями участников.
Используются электронные и печатные ресурсы, включая мультимедийные презентации,
виртуальные экскурсии, справочные материалы, фильмы и архивные документы,
рассказывающие о культуре, истории и традициях России и Урала. Все материалы проходят
предварительную проверку на соответствие возрасту и нормативным требованиям
(отсутствие вредоносного контента, соблюдение этических норм).
Безопасность и защита персональных данных:
20

В лагере соблюдаются требования Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных
данных». Ведётся инструктаж по технике безопасности, противопожарной и санитарной
безопасности. Участники и персонал проходят обязательное ознакомление с правилами
поведения, режима, а также с «Законами лагеря», утверждёнными на первом этапе смены.
6.4. Кадровое обеспечение программы:
Важной составляющей частью программы является тщательный подбор
педагогического и иного персонала. Ведется подбор и отбор высококвалифицированных
специалистов в сфере организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей.
Руководители групп по месту проживания (отрядов), воспитатели – это опытные педагоги,
неординарные, творческие личности. Вожатые – студенты ведущих вузов Свердловской
области, креативные, обладающие хорошими коммуникативными и организаторскими
навыками.
Ученики вожатых — выпускники творческого объединения «ДЮЦ» Вожатый.RU,
прошедшие годичную подготовку по специальной образовательной программе. В процессе
обучения они осваивают основы педагогики, психологии, организации детского досуга,
безопасности и взаимодействия с различными категориями детей. После окончания
программы выпускники проходят конкурсный отбор и трудоустраиваются в загородный
оздоровительный лагерь «Лесная сказка» в качестве учеников вожатых.
Штатное расписание лагеря:
-начальник лагеря - 1ст.;
-методист - 1,5 ст.;
-педагог ДО - 3 ст.;
-концертмейстер - 1 ст.;
-инструктор по физической культуре - 1 ст.;
-педагог-организатор - 2 ст.;
-воспитатели/вожатые - 14 ст.;
-ученики вожатых - 10 ст.;
-обслуживающий персонал-24 ст.
6.5. Методическое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы – это целенаправленный процесс и результат
оснащения педагогов, воспитателей и вожатых методическими средствами и
рекомендациями, которые способствуют эффективной работе в лагере. «ДЮЦ»
осуществляется методическую подготовку педагогических кадров через:
1)
Проведение серии обучающих семинаров и педагогических советов для
сотрудников,
2)
Дистанционное повышение квалификации сотрудников лагеря,
Организация курсов повышения квалификации специалистами «Детско юношеского центра» по теме: «Проектирование воспитательной деятельности в
организации отдыха и оздоровления детей».
Раздел
Содержание
Форма организации и проведения
Формы организации проведения
программы
мероприятий: отрядные, групповые,
коллективные, содружества. Формы
проведения мероприятий: квесты, игрыпутешествия, фестивали, мастер-классы по
ремеслам, арт-эстафеты, тематические
вечера, ролевая игра, проектная
деятельность, конкурсы, лонгмобы, игры
по станциям, исторические марафоны.
Методы и приёмы
Словесные: рассказ, объяснение, беседа,
дискуссия, этнографическое интервью.
21

Средства обучения

Психолого-педагогическое сопровождение
Критерии эффективности реализации
программы

Вид и форма контроля, форма
предъявления результата

Учебно-методические пособия

Наглядные: демонстрация видеороликов,
фото- и кинохроники, экспозиции
предметов быта и народного творчества,
фотовыставки. Практические:
интерактивные занятия, тренинги
командообразования, игры на местности,
творческие мастерские, работа с
архивными и краеведческими
материалами.
Интерактивные презентации, мастернаборы для ремёсел, фото- и
видеотехника, народные костюмы,
мультимедийные стенды, исторические
карты, QR-коды, дидактические
материалы, тематические раздатки,
выставочные материалы, краеведческие
сборники, изделия декоративноприкладного творчества.
Игры на знакомство и командное
взаимодействие. Участие в рефлексивных
практиках, групповых обсуждениях.
- Повышение интереса к истории, культуре
и традициям родного края.
- Усвоение понятий «культурный код»,
«традиции», «наследие».
- Рост гражданской идентичности и
чувства сопричастности к истории России.
- Развитие проектных и исследовательских
навыков.
- Формирование позитивного образа своей
малой Родины.
Наблюдение, самооценка, анкетирование,
защита проектов, выставка творческих
работ, участие в итоговых фестивалях и
концертах, итоговая рефлексия «Сохраняя
традиции».
1. Заяц Т.Ю., Логинова Н.А. Народные
традиции на Урале. – Екатеринбург, 2020.
2. Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка». –
М., 2022.
3. Аничков Е.В. Детская литература:
народные сказания. – М.: Просвещение,
2015.
4. Методические рекомендации по
организации смен культурно-исторической
направленности / Министерство
просвещения РФ. – М., 2023.

7. Партнёры программы и сетевое взаимодействие
Реализация программы смены «Сохраняя традиции» основана на принципах
сетевого взаимодействия, включающего участие организаций, заинтересованных в
22

сохранении культурного наследия, гражданском воспитании и развитии творческого
потенциала подрастающего поколения.
Ключевые партнёрские организации и формы сотрудничества:
Верхнесалдинский краеведческий музей – будет проводить выездные лекции и
игровые занятия по темам: история Урала, традиционный быт народов региона, ремёсла и
обряды. В интерактивной форме ребята познакомятся с уникальными экспонатами и
легендами родного края.
Педагоги дополнительного образования «ДЮЦ» – проведут тематические мастерклассы, включая:
● роспись по дереву и глиняным изделиям,
● изготовление куклы-оберега,
● элементы ткачества и плетения,
● основы этнодизайна (создание аксессуаров в народном стиле).
Также педагоги примут участие в модуле «Народные промыслы» и в оформлении
выставок творческих работ.
Педагоги дополнительного образования Центра детского творчества – обеспечат
организацию и проведение ярмарки, в рамках которой учащиеся представят авторские
изделия, творческие проекты и театрализованные номера, отражающие культуру народов
России. Ярмарка станет важным элементом модуля «Народные традиции».
Театральная студия «Папа Карло» – проведёт мастер-классы по сценической
культуре, включая основы этюда, пластики, выразительного чтения народных сказов, а
также организует интерактивные программы с народными играми. Студия примет участие
в реализации модулей «Фольклор», «Образы народных игр», «Древние мифы и легенды».
Профилактика безопасного поведения:
Для реализации профилактических программ использовалась сетевая форма
взаимодействия с субъектами профилактики ВСГО: ТКДН и ЗП, ОГИБДД ММО МВД
России, ВДПО, Верхнесалдинская районная избирательная комиссия.
В рамках общей программы запланирована реализация программы профилактики
«Маленькие дети и с большими возможностями», которая включает в себя следующие
направления (Приложение):
- профилактика противоправного поведения детей, жестокого обращения с детьми
(социальные партнёры: ТКДН и ЗП);
- профилактика экстремизма, терроризма и воспитание толерантности (социальные
партнёры: Комитет по делам молодёжи Администрации ВСГО);
- профилактика детского травматизма и безопасности жизнедеятельности, правил
поведения детей в быту, при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях (социальные
партнёры: ГИБДД, Госпожнадзор);
- формирования навыков ЗОЖ.
8. Оценка результативности и качества программы
Оценка результативности реализации программы осуществляется на всех этапах
смены и включает в себя как текущий, так и итоговый мониторинг деятельности
участников. Система оценки направлена на выявление уровня сформированности
предметных, метапредметных и личностных результатов, степени достижения
поставленных целей и задач, а также эффективности педагогических методов и технологий.
Диагностические методики и формы контроля:
Наблюдение за деятельностью участников в ходе игровых, творческих и проектных
форматов (фиксируются уровни активности, вовлечённости, инициативности,
сотрудничества).
Анкетирование участников и педагогов (на старте, в середине и в завершении смены)
на выявление:
● уровня мотивации,
● интереса к тематике смены,
23

● удовлетворённости содержанием и формами работы,
● эмоционального состояния.
Рефлексивные практики: «Огоньки» по итогам дня, «Карта впечатлений», «Дерево
эмоций», «Письмо себе» и др.
Самоанализ и самооценка в рамках командной и индивидуальной проектной
деятельности (рабочие листы, презентации, творческие отчёты).
Экспертное оценивание продуктов деятельности (жюри из числа педагогов и
представителей партнёров).
Психолого-педагогическое сопровождение через индивидуальные и групповые
опросники, игровые методики на выявление уровня сплочённости, удовлетворённости и
эмоционального комфорта (методики «Круг общения», «Тепло общения» и др.).
Анализ реализации программы включает:
Сравнение запланированных и фактических результатов (по каждому модулю и по
итогам всей смены);
Оценку вовлечённости детей по возрастным и интересовым группам;
Анализ выполнения проектных заданий (качество, завершённость, творческий
подход, командное взаимодействие);
Подведение итогов на финальных мероприятиях (фестивали, выставки,
презентации);
Сбор отзывов от участников, педагогов, родителей;
Таким образом, система оценки в программе «Сохраняя традиции» позволяет не
только выявить результативность педагогического воздействия, но и своевременно
корректировать содержание смены в соответствии с интересами и потребностями
участников.
9. Возможные риски и способы их преодоления
Возможные риски
Описание риска
Способы преодоления и
профилактики
Низкая мотивация
Участники могут не проявить интереса к
- Использование игровых форм
участников
темам культурного наследия, истории,
подачи материала (ролевые,
традиций.
квесты, интерактивы);
- Вовлечение в творческую и
проектную деятельность;
- Применение мотивационной
системы (жетоны, звания,
благодарности).
Разновозрастная
Разный уровень восприятия информации,
- Дифференциация заданий по
группа (6,5–17 лет)
интересов и возможностей участия.
возрастам;
- Создание микрогрупп и
содружеств с учётом возрастных
особенностей;
- Привлечение старших
участников как помощников и
наставников.
Недостаточная
Возможна формальная реализация
- Предварительная подготовка
вовлечённость
программы без эмоциональной
кадров (школа вожатых,
вожатых и педагогов
включенности.
методсоветы);
- Вовлечение педагогов в
создание сценариев,
мероприятий;
- Ежедневная обратная связь и
сопровождение от методиста.
24

Недостаточная
материальнотехническая база

Возможна нехватка оборудования для
мастер-классов, презентаций и др.

- Привлечение ресурсов
партнеров (музеев, учреждений
ДО);

10. Список литературы
10.1. Нормативно – правовые документы и материалы, на основе которых
разрабатывалась программа:
1.
Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об основных гарантиях, прав ребёнка в Российской Федерации».
2.
Федеральный закон от 16.10.2019 № 336-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования
государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей»
3.
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4.
Письмо Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 г. № 18-2/10/1-7164 «О
Типовом Положении о детском оздоровительном лагере».
5.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
(Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 года № 33660).
6.
Приложение к Письму Департамента молодёжной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования».
7.
Устав образовательной организации.
8.
Положение об организации отдыха детей и их оздоровлении.
10.2. Литература, используемая для разработки программы:
1.
Методические рекомендации по организации смен культурно-исторической
направленности / Министерство просвещения РФ. – М., 2023.
2.
Перечень памятных дат и государственных праздников для ознакомления и
использования в работе.
3.
Федеральный проект «Культурная среда» национального проекта
«Культура». — URL: https://culture.gov.ru (дата обращения: 14.05.2025).
4.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации». — URL: https://education.gov.ru (дата обращения: 14.05.2025).
5.
Приказ Минпросвещения России №209 от 17 марта 2025 г. "Об утверждении
Федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их
оздоровления и календарного плана воспитательной работы"
10.3. Литература, рекомендованная для подготовки педагогов к смене:
1.
Заяц Т.Ю., Логинова Н.А. Народные традиции на Урале. – Екатеринбург,
2020.
2.
Козлова С.А. Организация воспитательной работы в детском
оздоровительном лагере. — М.: ВЛАДОС, 2020.
3.
Копцева Н.П. Народная культура как средство воспитания детей и
подростков. — Красноярск: СФУ, 2021.
4.
Крапивина Л.А. Воспитательная система разновозрастного объединения как
средство социального развития личности подростков: на материале отряда «Каравелла» и
движения разновозрастных объединений России: автореф. дисс. … канд. пед. наук: [текст:
электронный].
URL:
https://www.dissercat.com/content/vospitatelnaya-sistemaraznovozrastnogoobedineniya-kak-sredstvo-sotsialnogo-razvitiya-lichn
5.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации»: методические рекомендации. — М.: Министерство просвещения РФ, 2022.
10.4. Литература, учебные материалы для детей – участников смены:
25

1.

Аникин В.П. Русские народные сказки, былины, предания. — М.: Эксмо,

2.

Аничков Е.В. Детская литература: народные сказания. – М.: Просвещение,

2019.
2015.
3.
Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка». – М., 2022.
4.
Ефремова Е.Л. Великие праздники России. Что мы отмечаем и почему? —
СПб.: Питер, 2020.
5.
Толстой А.Н. Русские народные сказки в пересказе А. Толстого. — М.:
Махаон, 2020.
6.
Филиппова Н.И. Моя малая Родина. Путешествие по родному краю (рабочая
тетрадь для младшего и среднего возраста). — Екатеринбург: Литера, 2021.

26

Приложение 1

3 июня

4 июня

Заезд

Принятие законов
«Едины для всех»

Знакомства
компаний
«Народы Урала»
(Модуль Психолого –
педагогическое
сопровождение)

Концертзнакомство
«Мы вас ждали!»
Первые огоньки
«В кругу друзей»

Презентация
игровой модели
смены
Квест-игра
«Идентификацияперезагрузка!»
(Модуль Психолого –
педагогическое
сопровождение)

Интерактивная игра
«Угадай кто?»
(Модуль
Профориентация)

Летняя оздоровительная компания 2025
1 смена «Сохраняя традиции»
5 июня
6 июня
7 июня
Народные
Культурное
«Хобби-центры»
промыслы
наследие
(Модуль Кружки и
секции)

Торжественная
церемония
открытия смены
«Сохраняя
традиции»
Вечерний закат
(Модуль Психолого –
педагогическое
сопровождение)

Виртуальная
экскурсия
«Наследие
предков»
(Модуль Культура
России)

Проектная
деятельность
содружеств
(Модуль Проектная
деятельность)

Сбор
самоуправления
(Модуль Детское
самоуправление)

«Хобби-центры»
(Модуль Кружки и
секции)

Веревочный курс
«Гонка
традиций»
(Модуль спортивно –
оздоровительная
работа)

8 июня
Культурное
наследие

9 июня
Праздничный
календарь

Гала-концерт
«Народы Урала
едины»

«Хобби-центры»

(Модуль Культура
России)

Проектная
деятельность
содружеств
(Модуль Проектная
деятельность)

Вечерний закат
(Модуль Психолого –
педагогическое
сопровождение)

Сбор
самоуправления
(Модуль Детское
самоуправление)

27

(Модуль Кружки и
секции)

Арт-эстафета
«Праздничный
холст»
(Модуль цифровая и
медиа- среда)

Развлекательное
шоу
«Где?Где?Всалде
»

Профилактика
противоправных
действий
Разработка единых
правил проживания
в лагере
«Едины для всех»

Дни единых
действий
«День русского
языка»
Всероссийский
проект
«Литературный
марафон»

Профилактика
ДТТ
Интерактивное
занятие с
элементами квиза
«Безопасная
дорога»

(Модуль Коллективная
социально значимая
деятельность в
Движении Первых»)

«Лидер мастерская»

«Лидер мастерская»

«Лидер мастерская»

«Лидер мастерская»

«Контактмастерская»

«Контактмастерская»

«Контактмастерская»

10 июня
Праздничный
календарь

11 июня
Образы народных
игр

12 июня
История моей
страны

13 июня
Народные
традиции

14 июня
Фольклор

15 июня
Фольклор

16 июня

Стартин
«Уральские
пляски»

«Хобби-центры»

Игра по станциям
«Три главных
цвета Родины
моей»

«Хобби-центры»

Фестиваль
«Мечты
сбываются»

Концерт-закрытия
смены
«Сохраняя
традиции»

(Модуль цифровая и
медиа- среда)

Проектная
деятельность
содружеств
(Модуль Проектная
деятельность)

Сбор
самоуправления

(Модуль Кружки и
секции

Ярмарка
«Давайте
поиграем!»

(Модуль Культура
России)

Ролевая игра
«Уральские
сказы»

Праздничный
концерт
«Россия- Родина
моя!»

Вечерний закат

(Модуль Культура
России)

(Модуль Психолого –
педагогическое
сопровождение)

(Модуль Кружки и
секции

QR-код игра
«Эхо предков»
Сбор
самоуправления
(Модуль Детское
самоуправление)

(Модуль
Профориентация)

Ярмарка
творческих идей
«След истории»
Творческий вечер
«Встреча перед
расставанием»
(Модуль Психолого –
педагогическое
сопровождение)

28

(Модуль цифровая и
медиа- среда)

Вечерний закат
(Модуль Психолого –
педагогическое
сопровождение)

Отъезд
«До скорых
встреч»

Проектная
деятельность
содружеств

(Модуль Детское
самоуправление)

(Модуль Проектная
деятельность)

Профилактика
употребления
ПАВ
Интерактивное
занятие
«Интересно о
полезном»

«Unit мастерская»

Дни единых
действий «День
России»
Всероссийские
акции
(Модуль Коллективная
социально значимая
деятельность в
Движении Первых»)

«Unit мастерская»

«Креативмастерская»

Профилактика
интернет –
зависимости и
компьютерной
безопасности
Игра путешествие
«В сети - с
умом!»
(Модуль цифровая и
медиа- среда)

«Креативмастерская»

29

«Креативмастерская»

«Креативмастерская»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».